Дебютный фильм Бергмана. Его можно рассмотреть под микроскопом, и это было бы интересно, но Бергман, хоть и умер, говорит лучше всех о съемках фильма в своей книге "Латерна Магика" безо всякого микроскопа, – потому что смотрел изнутри.
Два любовных треугольника в фильме. Первый треугольник построен любовью родственной, материнской. В центре сюжета родственница из провинции, взрастившая и воспитавшая Нелли. Когда Нелли исполнилось 18 лет, в городок приезжает ее мать. Приезжает будто по заказу. Я иронизирую, конечно. Просто Бергман снимал фильм по пьесе, которую сложно назвать удачной. Мать Нелли, превратившаяся под старость лет в "столичную штучку", хочет забрать дочь в город. Там у нее свой дамский салон.
Второй любовный треугольник – это уже прерогатива любви чувственной. Молодой "артист" Джек, своей внешностью и непосредственностью похожий на Олега Меньшикова в "Покровских воротах", влюбляется в Нелли, хотя является любовником ее матери и состоит у нее на содержании. Нелли очарована Джеком. В фильме противоставляется сельская пастораль и жизнь большого города. В общем, это что-то вроде "Бумера" и массы других фильмов, где деревня оберегает невинность и мораль, а город ее разрушает, подобно пришельцам из космоса, вторгающимся на нашу мирную голубую планету.
Почему Бергману был интересен этот сюжет – легко представить. У него не было иного выбора.
В тех далеких и чужих сороковых годах шведские критики разглядели в молодом режиссере талант, но чего там разглядывать – он виден. Хотя этот фильм, клянусь, настолько же скучен, насколько и интересен. Его трудно досмотреть до конца, но – возможно. А не досмотреть – непросто. Хотя и довольно легко, по правде-то говоря.
Цитата из автобиографии Бергмана: "Первые съемочные дни ["Кризиса"] были кошмарным сном. Я весьма скоро уяснил, что попал в машину, с которой мне не совладать. Понял и то, что Дагни Линд, которой я скандалами добился на главную роль, не киноактриса и не обладает нужным опытом. С леденящей душу четкостью я осознал, что все видят мою некомпетентность. На их недоверие я отвечал оскорбительными вспышками ярости".