Режиссер:
Сергей Параджанов. Сценарий: Сергей Параджанов, Иван Чендей (по одноименной повести Михаила Коцюбинского), Оператор: Юрий Ильенко, Композитор: Мирослав Скорик.
В главных ролях: Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова, Татьяна Бестаева. В ролях: Николай Гринько, Спартак Багашвили, Леонид Енгибаров, Нина Алисова.
Награды: BAFTA — специальная премия. 2 премии на МКФ в Мардель-Плата — лучший режиссер и премия ФИПРЕССИ. МКФ в Салониках — лучший режиссер. 5 гос.премий Украинской ССР им. Шевченко.
Захватывающий, самобытный, удивительный фильм Параджанова причудлив по форме и необычайно быстр. Он снят в основном "от земли", в нем есть элементы мультипликации (потоки крови превращаются в летящих красных коней Петрова-Водкина), и, в целом, это, конечно, экспериментальное, авангардное кино.
История о гуцульском парне Иване, который жил себе, любил, а потом жена погибла, он страдал, забросил дела, белый свет стал ему не мил, но потом все же он женился вновь, и эта женитьба не принесла ему счастья: молодая жена полюбила колдуна, а тут посредством магии привел Ивана к смерти.
Сюжетно первая половина фильма звучит как перефраз "Ромео и Джульетты", но очень быстро эта иллюзия развеивается, являя нечто поинтереснее и пооригинальнее. Странный, но выглядящий органично и правдоподобно, сплав христианства и языческой обрядовости "карпатских горцев" завораживает, задает фильму особую глубину. Мало режиссеров, которым удавалось бы создавать этнографическое кино, обладающее притом увлекательностью кино жанрового. Параджанов — один из таких режиссеров. В "Тенях забытых предков" трудно провести четкую линию водораздела, фильм выглядит абсолютно цельным.
От поэтичного фильма Параджанова веет такой потрясающей, монументальной древностью, что, кажется, две тысячи лет гуцульской истории скоцентрировались в ста минутах экранного времени. И это потрясающе впечатление, и очень странное, такое же странное, как название племени, от которого пошли гуцулы, — сарматское племя "языг".
Но фильм сослужил Параджанову плохую службу. Несмотря на то, что он удостоился на ряде фестивалей почетных премий, в том числе получил и премию британской киноакадемии BAFTA, режиссера упрекали в избытке украинского шовинизма и нацыаналистических настроений (оно и понятно, ведь именно гуцулы составляли львиную долю личного состава УПА и ОУН). Впрочем, у режиссера вообще с советской властью не задалось — в результате чего один из интереснейших художников СССР снял всего восемь полнометражных фильмов.