Канкан – "танец наших бабушек", как характеризует его Данглар (Жан Габен), продюсер образца 19 века, притащивший представителей великосветской публики в дешевый кабак на Монмартре. Великосветская публика времён постройки первых российских железных дорог пьет напиткиз, наблюдает за танцующей шелупонью-с-дна и постепенно принимает участие в зажигательном танце, после чего ссорится друг с другом. А Данглар принимает решение построить "Мулен Руж", где барышни будут отплясывать канкан. Прилагательное "french" — дань моде "на английское", которая процветала в Париже в конце 1880-х годов, поэтому перевод названия "Французский канкан", — по этому названию фильм можно сейчас найти в торрентах, — является неправильным и глупым (как будто канкан может быть не французским).
Впервые я посмотрел этот фильм в 1989 году в кинотеатре "Меридиан", которого ныне уже не существует. До сих пор запомнилось: яркость красок; раскованность танцорш в разухабистом танце; непринужденная смена партнеров как в танце, так и в быту… запомнилось, что фильм был очень легким, и запомнился иронический, импозантно-сурьезный (он даже упал в яму как-то раз) Жан Габен в роли Данглара –седовласый ловелас, пропитанный насквозь пОзерским театральным духом и прозорливой, рассчетливой старомодностью. Что же такое "канкан" в предприимчивом сознании Данглара? "Атракцион для миллионеров. Масса удовольствия и никакого риска. Столики с марочным шампанским и мотивчики дешевых кабачков, исполненные виртуозами. При этом буржуа могут покружиться с девчонками, не испытывая риска получить сифилис или удар ножом".
Новый "кабак" с канканом – кладезь рабочих мест для местных красоток, цветочниц и прачек, мечтающих оторваться от магнетизирующей грязи. Подмостки варьете – это безумная, счастливая радуга, где много нижнего белья, кокетства и веселья. Ренуар наполняет фильм радостью и энергией: это вам не "Шоугерлз" Верховена. Это "Мулен Руж" – чистая, невинная фривольность, – насколько она может быть чистой и невинной. Интерес к предприятию испытывает даже чиста-православный архимандрит :) А на открытие прибывают русские моряки с броненосца "Орлов", – отличный повод замутить музыкальный номер а-ля рюс.
Все персонажи фильма закружены праздничной вакханалией, и режиссер почти заставляет зрителя поверить в то, что театр, варьете – это всё. Ну просто всё. И всё. Финал фильма великолепен.
А знаменитый французский режиссер Жак Риветт считает, что в финальной неистовости танцовщиц и феерическом мелькании их нижнего белья мы можем увидеть гимн торжествующего синематографа, разрушающего правила, когда-то созданные им самим.