Режиссер:
Клод Берри. Сценарий: Клод Берри, Арлетт Лангманн (по одноименному роману Эмиля Золя), Оператор: Ив Анжело, Композитор: Жан-Луи Рок.
В главных ролях: Жерар Депардье, Миу-Миу, Рено, Жан Карме, Юдит Анри. В ролях: Жан-Роже Мило, Лоран Терзиефф, Бернар Фрессон, Жан-Пьер Биссон, Жак Дакмин.
Награды: 2 "Сезара" — лучший оператор, лучшие костюмы..
Интересные факты о фильме:
Это третья экранизация романа Эмиля Золя, впервые опубликованного в 1885 году. Первая экранизация романа была сделана аж в 1913 году.
"Жерминаль" – седьмой месяц республиканского календаря, существовавшего с 1793 по 1803 года. Это весенний месяц, когда земля начинает давать первые ростки. Роман Эмиля Золя "Жерминаль", по которому снят фильм, стал первым в истории литературы романом, где широко отображается классовая борьба. В центре повествования – шахта Монсу, находящаяся на севере Франции. Клод Берри живописует мрачный быт рабочего поселка Двести Сорок. В этом плане он последователен, – Золя стоял у истоков литературного натурализма.
Адский труд за гроши. Бедность как единственная, к тому же специально насаждаемая форма жизни. Эмпансипация как она есть – в шахте вкалывают мужчины, женщины и дети. В центре повествования семья Маэ. Главу семьи играет Жерар Депардье. Он – потомственный шахтер, честный, исполнительный работник. Именно он принимает на работу бывшего механика Этьена Лантье, уволенного за оплеуху начальнику. Фильм, как и роман, посвящен первым французским забастовкам. Если в конце XVIII века революция была буржуазной, то в "Жерминале" показываются истоки, точнее говоря, ростки революции пролетарской, которой у них так никогда и не произошло. Шахтеры устраивают бунт из-за смены тарифов на добычу угля, – бедность превращается в кромешную нищету, и происходит взрыв. На примере многочисленной семьи Маэ, а также их окружения показывается восприятие человеком перемен в своей жизни, которые он создает себе сам. Неудача, которую потерпели участники забастовки, связана с отсутствием организованности и четкого плана действий. Перед забастовщиками стояли мелкие цели, они не заглядывали в будущее и были агнцами на заклание. Они всего лишь хотели, чтобы над ними сжалились и повысили оклад. Но мир слишком циничен, чтобы жалеть толпу. На самом деле, шахтерам Монсу не помешала бы пара-тройка профессиональных революционеров. Поэтому вполне понятна реакция Суварина, бежавшего из России социал-анархиста, который размахивает газетным листком перед физиономией Этьена и гневно клеймит забастовщиков. Не ‘еволюционе’ы вы, а мелкобуржуазная скотина, которой не хватает корма, потому что корм достался кому-то другому. В качестве примера Суварин приводит заметку: марсельский рабочий выиграл в лотерею сто тысяч франков, купил ренту и зажил припеваючи. И плевать хотел на всё. По мнению русского революционера, надо выжечь каленым железом всех: хитрую буржуазную сволочь, мумифицированного представителя гильотинированной монархии Наполеона III, никчемный и безмозглый пролетариат, в общем всех. Только так можно избавиться от заразы. Иначе ничего не изменитcя. В лучшем случае, пролетариат займет место буржуазии. Потом, может, все будет наоборот: униженные и оскорбленные потомки буржуа, закаленные невзгодами, отнимут место под солнцем у холеного и отожравшегося бывшего пролетариата.
Забастовка на Монсу кончается ничем в глобальном смысле. Для семьи Маэ она заканчивается трагедией – смертями и горьким разочарованием. Но для Этьена Лантье, чуть не погибшего в шахте после террористической деятельности русского экстремиста, жизнь в Монсу дала бесценный опыт революционного протеста. Он уходит прочь, чтоб обдумать ошибки, набраться сил и найти человеческие ресурсы. Ибо за ним осталась только выжженная земля, населенная человеческими тенями.