В главных ролях: Кьянг Ли, Баоянг Вонг, Сюаньбао Вонг. В ролях: Джин Аи, Джан Жао и др.
Награды: международный кинофестиваль в Бангкоке — лучший актер (всем троим главным героям) (2004) Берлинский кинофестиваль — Серебряный медведь за выдающиеся достижения (Янг Ли как сценарист и режиссер) (2003) международный кинофестиваль в Братиславе — спецприз жюри — Янг Ли (2003) международный кинофестиваль независимого кино в Буэнос-Айресе — награда оператору (2003) международный кинофестиваль в Эдинбурге — награда режиссеру- спец.мнение (2003) кинофестиваль "Золотая лошадь" — Золотая лошадь за лучшую адаптацию сценария, награда лучшему актеру-новичку (2003) международный кинофестиваль в Гонконге — награда режиссеру (2003) .
Два шахтера устраиваются работать в нелегальную шахту, прихватив с собой третьего, которого выдают за родственника. Убив его, они инсценируют обвал и получают выплату от хозяина шахты за молчание, т.к. он не настроен оповещать власти и проводить расследование. Так они делают не один раз, меняя шахты и отправляя полученные деньги семьям, на обучение детей и содержание жен. Убийства становятся их способом заработать, так как за честный труд все равно платят копейки. Повеселившись на остаток, они находят нового компаньона. Им оказывается наивный, глуповатый мальчишка шестнадцати лет, который испортит им весь план и заставит проявиться скрытые человеческие качества.
Отличное кино. Во многом за счет того, что фильм не делает акцент на нищете шахтеров или убожестве их быта, а просто снимает, как есть. Периодически все выглядит настолько натуральным, словно на камеру снимал ты. Его интересно смотреть, интересно видеть народ, закоулки Китая, дешевые рюмочные и едальни, стихийные рынки, кучи угля, а особенно интересно наблюдать за развитием характеров главных героев, то сидящих у вокзала, где люди неделями ждут работы, то прущих куда-то сквозь навалы и дюны в поисках скрытой шахты. Ведь в результате это детектив-драма, бытописание-искупление. Все награды фильма честно им заслужены. Это вещь из разряда "Цю Цзю идет в суд" с ушанками, тулупами, лопатой, каморками, только более суровая, с дешевыми проститутками, которые тоже отсылают деньги домой, и поголовной нищетой. Фильм за это запретили в Китае — как же так, в подворотнях делают фальшивые удостоверения личности, а люди готовы убивать за деньги. При этом все выглядит совсем незло, по-свойски. Особенно впечатляет в этом смысле договор с хозяином шахты, походящий на определенный ритуал. Собственно, и убивают шахтеры незло, а деловито, спокойно.
Главной удачей фильма является актерский ансамбль, представляющий три совершенно разных характера. Йинминг Сонг — в общем-то неплохой человек с остатками тонкой душевной организации, у него есть жена и дочь, за обучение которой он платит со своих заработков. Танг — суховатый и грубый одиночка, эдакий хитрый тип, совесть его ничуть не мучает. Юань Фенгминг — это настоящий молодой оболдуй, юноша, еще не нюхавший жизни, вылетевший из школы потому, что его отец куда-то пропал, и теперь желающий помочь семье. Ради этого он готов устроиться на любую работу, но лицо новичка отталкивает стоящие предложения. Танг подбирает пацана как раз за его "зелень", но Сонг видит в нем молодого себя, оттягивает момент убийства и пытается чем-то загладить будущую вину. Особенно здорово показана наносная агрессия Сонга в адрес бестолкового увальня, которая скрывает беспомощность и муки совести шахтера. Что бы убийцы ни придумывали, чтобы сделать Фенгминга мужчиной и скрасить его последние дни, все получается нелепо, но каждая такая попытка вместо того, чтобы успокоить совесть, сильнее привязывает Сонга к пацану.
"Глухая шахта" очень хороша тем, что в ней нет никакого надрыва и нравоучений. Она сдержанна в выразительных средствах, но в результате действует гораздо сильнее, чем какая-нибудь социальная агитка. История с живыми характерами, живыми людьми.