ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Обвал / Западня / Otoshiana (1962)


Обвал / Западня
Средняя оценка: оценка: 4
1962. Япония. 97 минут.
Жанр: детектив / сюрреализм-авангард / экранизация.

Режиссер: Хироси Тэсигахара.
Сценарий — Кобо Абэ,
оператор — Хироси Сэгава,
музыка — Тору Такэмицу.

В главных ролях: Хисаси Игава, Сумие Сасаки, Сэн Яно.
В ролях: Хидэо Кандзэ, Куниэ Танака, Кэй Сато, Кадзуо Мияхара и др.

Смотри также: Фильмы о шахтерах

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Обвал / Западня"

Обвал / Западня оценка: 4

Первым художественным фильмом Тэсигахары Хироси стала крайне удачная "Западня" ("Обвал") (“Otoshiana”)(1962). "Западня" — экранизация рассказа Кобо Абэ, который к тому времени уже был награжден престижной премией Акутагавы за роман "Стена. Преступление S. Кармы", а в 1960 написал свой шедевр "Женщина в дюнах". Самым подходящим сравнением, позволяющим пояснить настроение прозы Абэ , а также его значение для Японии, будет имя Кафки. Однако манера письма Абэ уникальна — сочетая эрудированность в области европейской литературы с интеллектуальной холодностью, Кобо Абэ написал несколько общемировых шедевров. Таким образом, Абэ стал известен несколькими годами раньше Тэсигахары Хироси, и его нестандартная проза оказалась превосходным материалом, на котором режиссер создавал свои фильмы. Творческий тандем Абэ-Тэсигахара получился на редкость удачным.

Музыкальное сопровождение к "Западне" было написано Тору Такэмицу, автором авангардных симфонических произведений, работавшим и с электронной музыкой. Такэмицу Тору был другом Тэсигахары Хироси по "Веку", а позднее — одним из редких японских композиторов, известных на Западе. Первым опытом совместного сотрудничества Тэсигахары и Такэмицу была короткометражка "Хосе Торрес", впоследствии Такэмицу работал и с другими выдающимися режиссерами — писал музыку для "Рана" Куросавы, "Кайдана" Кобаяси, "Империи страсти" Осимы. Достаточно будет сказать, что Такэмицу в дальнейшем участвовал в написании музыки для "Харакири" Кобаяси, чтобы понять, с профессионалом какого уровня мы имеем дело. Объединение творческих личностей дало свой результат. "Западня" — это очень зрелая, авторская работа, в которой невозможно заподозрить дебют.

В основе черно-белой "Западни" лежит абсурдистский рассказ Абэ, повествующий о серии убийств в бедном шахтерском поселке. В самом начале фильма прохожему предлагают подзаработать. Он направляется в нищее поселение вместе со своим немым сыном, но по дороге его убивает ножом человек, одетый в белое, в солнечных очках и шляпе. На этом интрига только начинается — мужчина "оживает" в виде духа и ходит по селению, полном других мертвецов, продолжающих делать то, что они делали при смерти. Мужчина хочет понять, за что его убили, желает восстановления справедливости, но его комичное возмущение наталкивается на невозможность быть видимым из мира живых. Тем временем слышавшая крики убитого владелица маленького магазина поддается шантажу со стороны убийцы и пускает детективов по ложному следу, обвиняя председателя профсоюза. Но и ей недолго осталось — вскоре она тоже пополняет мир духов, а человек в белом уйдет безнаказанным.

Формально "Западня" — это детектив, усложненный введением в его ткань мистического элемента. На самом деле это одна из моделей социума, свойственная Абэ, усугубленная ощущением бессмысленности единичной жизни. Главные герои картины оказываются всего лишь деталями задуманного другими плана. Они населяют пространство картины и кричат "За что ты убил нас?", словно греческий хор. Документальная фантазия Тэсигахары-Абэ алогична, и этим привлекательна. Сюжетная линия мастерски подчеркивается образами Тэсигахары; каждый человек в его фильме выглядит странным, отчужденным, одновременно бесконечно живым и замкнутым в рамках небольшого мирка. Визуально "Западня" предвосхищает шедевр Тэсигахары, "Женщину в песках", где также используются занесенные песком улицы, разваливающиеся хижины, уголки страны, которые сами по себе, даже без особого угла зрения выглядят нереально, заброшенно. Но в рассказе нет мрачности, это просто сцена, на которой ветер передвигает травинки.

Концовка "Западни" обладает даже привлекательным черным юмором, в котором щеголь-убийца, неуместный среди хижин бедняков, уезжает прочь, выкурив сигарету. Вслед ему раздаются крики убитых, которые требуют от него ответа, но он их не слышит и не видит. Поступки героев парадоксальны, зачастую за счет исходных данных, — женщина все слышала и знает, но не рассказывает, потому что хочет покинуть городок; немой мальчик видел все, но рассказать не может и не пытается, скрываясь в траве; участники профсоюза ненавидят не тех, кто их разделяет, а друг друга. Использованные Тэсигахарой образы создают ощущение жары, полуденной тишины, когда обессиленные существа скрываются в тени. Кроме того он очень удачно работает с тенями, но, конечно, самыми запоминающимися являются сцены с участием духов.

"Западня", на мой взгляд, фильм знаковый и очень интересный — талантливый амбициозный писатель, изобретательный режиссер и авангардный композитор объединили свои усилия, и с первой же попытки стало очевидно, что результат впечатляет. Тэсигахара получил награду NHK как лучший режиссер и, что важнее, "Западня" была показана на западных фестивалях — поразительная удача для новичка.

(13.07.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: