ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


На берегу реки / River's Edge (1986)


На берегу реки
Средняя оценка: оценка: 4.5
1986. США. 99 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Тим Хантер.
Сценарий: Нил Хименез,
Оператор: Фредерик Элмс,
Композитор: Юрген Книпер,
Продюсеры: Сара Пиллсбури, Мидж Сэнфорд.

В главных ролях: Кеану Ривз, Деннис Хоппер, Криспин Гловер, Иона Скай, Дэниэл Робак, Джошуа Джон Миллер.
В ролях: Роксана Зэл, Джош Ричманн, Фил Брок, Том Бауэр.

Награды:
Independent Spirit Awards — лучший фильм, лучший сценарий..

Интересные факты о фильме:

Нил Хименез, прописывая образы персонажей, ориентировался на чуваков, с которыми учился в школе в Сакраменто.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Обреченные на бесчувственность

На берегу реки оценка: 4.5

Этот фильм получил Гран-При на фестивале независимого кино “Independent Spirit” и сразу стал в США культовой классикой. Сюжет основан на реальных событиях, произошедших в Милпитасе, штат Калифорния, в 1981 году. Сценарист Нил Хименез написал скрипт в том же году, однако не мог его пристроить вплоть до 1986 года. Некоторые американские критики называют фильм предтечей "Твин Пикса". Для этого есть несколько оснований. Первое основание – визуальная составляющая. Картину снимал оператор Фредерик Элмс, долгое время работавший с Дэвидом Линчем (в 1986 году они сняли, кстати говоря, "Синий бархат"). Вялая, элегическая атмосфера провинциального городка где-то на севере. Река, серое хмурое небо, осенние пейзажи. Особый мирок, скучный и тоскливый. Эталонное уныние одноэтажной Америки, которое впоследствие мы увидим в массе разноплановых картин: от "Твин Пикса" и "Молчания ягнят" до "Загадочной кожи". Проводится прямая параллель между смертельным унынием природы, провинциальной захолустностью и человеческой смертью, точнее говоря, смертью человеческой души. В нашем кино подобную атмосферу я наблюдал лишь в "Дюбе Дюбе".

Начало фильма "На берегу реки" идентично началу "Твин Пикса". Почти сразу зритель видит труп старшеклассницы. То есть, оба фильма начинаются со смерти, которая парадоксальным образом оживляет жизнь обывателей. Однако "На берегу реки" лишен двойного дна, в нем нет мистической подоплеки. Если Линч в "Синем бархате" и "Твин Пиксе" сдирает кожу с благопристойных провинциалов, показывая их истинную темную натуру, то Тим Хантер обходится без лишней таинственности и показывает однообразный мир однообразных, плоских людей, в которых нет глубины. Ничего сдирать не нужно – все на поверхности. Старшеклассник по прозвищу Очко (Дэниел Робак) равнодушно убивает свою девушку, а потом приглашает друзей посмотреть на тело. Равнодушное зло, которое даже злом назвать не поворачивается язык, – "Зло" это слишком громко сказано,– пронизывает жителей городка с рождения. Первые кадры фильма показывают 12-летнего подростка Тима, младшего брата Мэтта (Киану Ривз), одного из друзей Очка. Тим стоит на мосту и бросает вниз куклу. Ее уносит поток. Тим убил куклу своей сестры, причем он никогда не сможет объяснить, зачем это сделал. На другом берегу Тим видит Очко, который сидит на пригорке рядом с трупом своей подруги и меланхолично курит. Может быть, Очко тоже когда-то начинал с убийства кукол.

Бешеный импульсивный Лэйн (Криспин Гловер), который словно родился с двумя нескончаемыми дорожками "скорости" в носу, который всегда пытался быть лидером, начинает кампанию по спасению Очка. "Дженни была нашей подругой, но она умерла, а Очко – жив, и мы должны его спасти!". У Клинта Иствуда в "Таинственной реке" в финале фильма полицейский Шон наставляет на своего друга Джимми, убившего их общего друга Дэйва, палец вместо пушки. Финал открытый – возможно, Шон не захочет сажать Джимми. Дэйв мертв, но ведь Джимми жив, и у него семья.

Никто кроме Лэйна не хочет закапывать труп и заметать следы. Очко и сам не хочет заморачиваться, ему похуй. Ребята пьют пиво с Очком, курят дурь и не могут определиться, как же им в данном случае поступить. Когда убийство раскроется, один из одноклассников Очка, у которого берут интервью вездесущие журналисты, скажет в камеру: "Да, мы знали его. И его жертву тоже знали. Поэтому нам было трудно..." — "То есть, вы не могли быть объективны?" — "Да, точно. Мы не могли быть объективны. А еще я играю на гитаре".

Учитель социологии, чья молодость пришлась на войну во Вьетнаме, рассказывает ученикам о том, как страстно молодежь конца 60-х – начала 70-х хотела перемен, как смело они шли с транспарантами на кордоны полицейских. Но он объективно признает, что тогда, во время уличных маршей, им, студентам-интеллектуалам, не столько хотелось закончить войну во Вьетнаме, сколько навалять ментам. Когда труп Дженни найдут, он устроит целую отповедь в классе: почему все так равнодушно отнеслись к ее смерти. Один из учеников, прилизанный благопристойный очкарик, выскажет сентенцию, почерпнутую из газет, о моральной деградации общества. Кларисса, подруга Дженни, которой всегда импонировал этот преподаватель за его порывистую честность, ничего не сможет ответить ему на вопрос, почему она не заявила в полицию на Очко. Ей на помощь неуклюже придет одноклассник. Он оборачивается в сторону учителя: "Иди ты нахуй, у нее и так горе – у нее подруга умерла". "Сам иди нахуй!" – ответит преподаватель и тут же, скрепя сердце, честно признается перед классом, что, возможно, он не имеет права морально осуждать их, так как находится на одной с ними ступеньке лестницы. Ведь вместо того, чтобы схватить винтовку и бежать на розыски убийцы, он сидит в школе и разглагольствует.

В фильме снялся Деннис Хоппер. Еще один повод "Синий бархат". Один год – две схожие роли, созвучные имена персонажей. Но если Фрэнк был законченным психопатом, убийцей и отморозком, ролевой моделью и аватарой провинциального зла, то в одноногом Фэке сохранились человеческие черты. Фэк был байкером, он убил свою девушку, он сидит безвылазно в доме пять лет и барыжит дурью, причем друзьям вроде Лэйна и Очка отпускает ее бесплатно. По сути, Фэк и преподаватель социологии – два вырожденца эпохи Никсона, тот сор, который вынесла на берег таинственная река времени. Юные герои фильма лениво мечтают: уехать бы из городка, устроиться куда-нибудь, поездить, повидать Америку – как в "Беспечном ездоке", который, кстати говоря, Деннис Хоппер снял в качестве режиссера. Они не подозревают, что "беспечный ездок", лишившийся от своей беспечности ноги и брошенный друзьями-байкерами, осел в их захудалом селе. Фэк рассказывает Очку историю: "Лежу я на обочине, смотрю на свою оторванную ногу посреди шоссе. Нет, нога меня не интересовала, что мне с ней делать? Возле ноги стояла моя банка, и я думал, сколько же в ней еще осталось пива? А потом приехала скорая и раздавила банку".

Полоумный экзальтированный убийца Фэк вызывает больше симпатий, чем аморфный Очко. Живя с резиновой бабой, Фэк любит ее так, как Очко никогда не любил живую Дженни. Фэк пускает пулю Очку в голову, а потом, уже пойманный полицией, сидит на постельной койке (ему самому размозжил голову малолетний Тим), смотрит в камеру и исповедуется перед зрителями: "Он был безнадежен. Я убил свою девушку, но я хотя бы любил ее". Фэк убил женщину, так же, как и Очко. Фэк утопил резиновую женщину, так же, как это сделал Тим с куклой сестры. Но Фэк все же умел любить, то есть, был в состоянии испытывать какие-то чувства. Режиссер практически обрекает молодое поколение на бесчувственность. И все же в этой мусорной куче фриков прорастает что-то похожее на цветы, – Мэтт в исполнении Киану Ривза и Кларисса, сыгранная Ионой Скай, оставляют зрителю надежду.

Отличное кино c остроумным сценарием, блестящими диалогами и точными актерскими работами.

(10.07.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: