Сладкоголосая птица юности / Sweet Bird of Youth (1962)
Средняя оценка:
1962. США. 120 минут.
Жанр:
драма.
Режиссер:
Ричард Брукс. Сценарий: Ричард Брукс (по пьесе Теннесси Уильямса), Оператор: Милтон Р. Крэснер, Композитор: Харольд Гельман.
В главных ролях: Пол Ньюмен, Джеральдин Пейдж, Эд Бегли, Ширли Найт. В ролях: Рип Торн, Милдред Даннок, Мадлен Шервуд, Филип Эбботт.
Награды: "Оскар" — лучший актер второго плана (Эд Бегли). "Золотой глобус" — лучшая актриса в драме (Джеральдина Пейдж). .
Интересные факты о фильме:
Роль Чэнса Уэйна отводилась Элвису Пресли, но агент артиста отклонил предложение, так как не хотел, чтобы Элвис играл "плохого парня".
Премьера бродвейского спектакля по пьесе Уильямса состоялась 10 марта 1959 года. Режиссер был Элиа Казан (по пьесе Уильямса снявший фильм "Трамвай "Желание" в 1951 году), на главных ролях в спектакле были задействованы Пол Ньюмен, Джеральдина Пейдж, Мэдлин Шервуд и Рип Торн.Версия для печати
Конфликт, лежащий в сюжете пьесы Теннесси Уильямса, по которой снят фильм, почти шекспировский. Чэнс Уэйн (Пол Ньюман) и Хэвенли (Ширли Найт) – позврослевшие Ромео и Джульетта. Однако их разлучает не родовая ненависть, а классовая. И это трагичнее, потому что у семейств Монтекки и Капулетти была равная ненависть и равные силы, а постаревший, почти отчаявшийся, но по-прежнему упертый Ромео-Ньюмен одинок. Друзья и поддержка найдутся только для тех американцев, у которых есть капитал. Отец Хэвенли, босс Финли, — жестокий прагматичный бизнесмен и политик. Всё кругом схвачено аморальной свиньей Финли: власть законодательная и власть исполнительная. Ради достижения своих целей он готов идти на всё, и он действительно идет на всё, но делает это хитро, с оглядочкой, чтобы не пострадала репутация. Имена геров незамысловато символичны: Хэвенли (Небесная) – в ней воплощено то, что полностью атрофировано у ее отца: благородство, возвышенность и смирение. Чэнс – наивный сельский бармен, клюнувший на удочку Финли. Желая разлучить Чэнса с Хэвенли, опытый оратор Финли отправляет его на поиски удачи в Нью-Йорк. Ведь в Америке, говорит Финли, каждый гражданин имеет шанс разбогатеть. Мечтая об актерской славе, Чэнс (что переводится с английского как Шанс) годами шатается по Америке, терпя одно поражение за другим, становясь все более и более деклассированным элементом.
В последний раз Чэнс видел Хэвенли пять лет назад. И теперь он снова возвращается в город. Как ему кажется, сейчас он действительно имеет шанс, ведь он притащил с собой стареющую голливудскую звезду Александру Дель Лаго. Чэнс надеется при помощи шантажа заключить с ней контракт, сделать ее своим продюсером. Он верит, что она распахнет перед ним плотно закрытые двери в Голливуд. Актриса пребывает в жесткой депрессии, она беспробудно пьет. "Я не стара, я просто не молода". Премьера ее последнего фильма, все эти ужасные крупные планы, реакция публики окончательно выбили ее из колеи. Она не соображает, где она очутилась и кто рядом с ней.
Пять лет Чэнс проработал спасателем, а говоря точнее, – жиголо, отыскивая стареющих кинозвезд, падающих на раскаленный песок солнечных пляжей Калифорнии. Он и сам падал, морально деградировал, но при этом более-менее отчетливо сознавал, что падает и неким внутренним лотом определял глубину своего падения. Однако он падал ради Хэвенли. Эти два дня, накануне и во время теледебатов, на которых собирается отжигать босс Финли, должны показать, сумеет ли упавший Чэнс подняться с колен.
Отличная пьеса и качественная постановка. В этой фильме мелодрама встречается с социальной драмой, и они даже не набивают друг другу морду. Фильм сделан в "большом голливудском стиле", здесь даже деревенские жители одеты с иголочки, а местный кабак даст фору столичным кабакам. Тем занятнее выглядит противостояние голливудской звезды Дель Лаго с сыном босса Финли (Рип Торн), чьи гопнические наклонности не может скрыть дорогой костюм и модельная стрижка. Тут как бы Голливуд сталкивается с политикой. Кто победит? Конечно политика. Слава, всенародная любовь и деньги ничего не могут поделать с очень большими деньгами и политической властью. В фильме мощный актерский состав. Брукс хотел, чтобы Чэнса сыграл Элвис Пресли, однако агент артиста, беспокоющийся о репутации своей звезды или, грубо говоря, своего корма, предпочитал более простодушные и однозначные роли. Поэтому Брукс обратился к Полу Ньюмену, с которым уже делал фильм по пьесе Теннесси Уильямса – "Кошку на раскаленной крыше" (1959). Ньюмен уже давно зарекомендовал себя отличным характерным актером, а кроме того играл Чэнса Уэйна в бродвейской постановке "Сладкоголосой птицы юности", так что выбор был безошибочным. Великолепно играют также Эд Бигли, получивший за роль босса Финни "Оскара", и Джеральдина Пейдж, — она играла вместе Ньюменом на Бродвее, и если Пейдж в 1960 году номинировалась на театральный аналог "Оскара" "Тони", но приза не получила, то за роль в кино ей достался заслуженный "Золотой глобус".
Мор:
Рецензия на фильм "Сладкоголосая птица юности"
История о непобедимой любви, которая от меня несколько далека. Молодой парень Ченс (Пол Ньюмен) влюблен в дочку местной политической шишки Хэвенли (Небесная), та любит его, и эта пара умиляет всех кроме отца девушки, у которого на дочь свои планы. Подлый политик вешает парню на уши лапшу о том, что ему нужно из никого стать всем, попытать счастья, а потом уже и жениться, и Ченс уезжает, чтобы стать актером. Когда у него начинает получиться, тот же подлец отправляет его воевать в Корею, а юность меж тем уже отцвела, актерская карьера уплыла из рук, так что Ченс становится жиголо при стареющей актрисе. Вместе они прибывают в город его молодости, и Ченс пытается встретиться с Хэвенли, окруженной, словно стеной, кучей мордоворотов отца.
В фильме, в общем-то, все на своих местах. Особенно удачны актерские работы — нервозная стареющая актриса, еще пытающийся тешить себя надеждой герой Ньюмана, сломленная Хэвенли и особенно ее отец, мерзкий лицемер. Герои побеждают за счет того, что самым лучшим в их жизни была любовь, и за нее стоит побороться. Как бы ни старались коррупционеры, им не остановить невинные души, блаблабла. Дело в том, что после просмотра "Обвала" Тэсигахары Хироси и "Совершенного сна" Джереми Альтера "Сладкоголосая птица юности" для меня выглядит несколько бледно. Так что лучше обратите внимание на отзывы остальных.
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Сладкоголосая птица юности", или черт его знает, за что эту пьесу так назвали
Честное слово, не видала ничего красивее Пола Ньюмена. Вообще я узнала о нем случайно. В чате, где я начинала свою эпопею виртуальной жизни, была "комната" под названием Бильярдная, где местный бот периодически повторял: "Если бы не Пол Ньюман, хрен бы кто шалабушки покупал!" Тогда я и представления не имела о том, что за штуку называют таким клёвым именем. Спустя несколько лет, в театре я познакомилась с самым попсовым произведением Тенесси Уильямса "Трамвай Желание", и Теннесси Уильямс поразил меня. В этот раз все совпало. Энд нау! Ледиз энд Джентльмен! Пол Ньюмен в фильме по пьесе Тенесси Уильямса "Сладкоголосая птица юности"!
Начало многообещающее. Помните, какой цвет у старых американских фильмов? Как у кондитерских прилавков с пирожными! Сочные краски, красивые контрасты, так и хочется откусить кусок той жизни, что тебе показывают. Шикарные женщины на шпильках, язвительные небрежные мужчины… Оу, тут все это есть с первой секунды! Даже отличная тачка, кстати, из-за нее я решила, что герои так и будут колесить по Флориде: Ньюмен за рулем и с ухмылкой, Принцесса – на заднем сидении, пьяная вдрабадан. Но роудмуви быстро кончилось, герои доехали до места и заселились в гостиницу.
У меня возникла мысль: отчего не все мужчины понимают, насколько клево для их собственной репутации уметь без лишних слов, чертыханий и виновато-озлобленной козьей морды отнести сломленную алкоголем женщину в номер? Эта сцена выглядела так круто и вместе с тем трогательно, что за нее я заранее простила Ченсу — герою Ньюмена — все его будущие проделки. Учитесь, гоблины, пока красивое кино не истлело в забвении.
Судя по тому, что в номере у Ченса появляется старый знакомый, отнюдь не отягощенный доброжелательностью, можно заключить, что в прошлом малый изрядно подпортил кровь жителям родного города. Зачем он вернулся? – задаются вопросом жители. Кто эта женщина с ним? Обстановка потихоньку разогревается и в воздух начинает проникать резкий запах электричества. Оказывается, наш герой когда-то встречался с дочерью местной шишки мистера Финли, девушкой с райским именем Хевенли. Затем он уехал в Голливуд, не поставив в известность ни девушку, ни родную маму, черт знает чем там занимался, блеснул на Бродвее и, наконец, вернулся повидать своих брошенных женщин. Однако в родном городе его уже никто не ждет. Мать умерла две недели назад, а Хевенли выходит замуж. Жених Хевенли, бывший друг Ньюмена, дает ему действительно хороший совет: разбудить свою бухую Принцессу и валить из этого города как можно скорее и тише. Будучи в положении Ченса, я бы незамедлительно воспользовалась этим советом, но тогда не было бы истории, и никто из нас никогда бы так и не узнал, что бывает, если безответственно вскрывать старые раны.
"Не смейся без причины, а то окажешься в дурдоме!" А вот мы знакомимся с главой семейства Финли, могущественным боссом, а заодно узнаем, зачем Ченс вернулся. Все не так просто, как казалось сначала. В далекие и прекрасные времена, когда Ченс смешивал коктейли в местном баре и был беззаветно и взаимно влюблен в Хевенли, к нему заявился лучезарный старикан Финли — и обманул, как щенка. Финли не нужен зять-бармен, ведь Финли хочет стать губернатором. Охмурив молодого Ченса пустыми надеждами, Финли дает ему билет до Нью-Йорка и ставит сто баксов на то, что однажды Ченс вернется в родной город богатым и знаменитым. Нет, Хевенли сейчас ничего сообщить не удастся, потому что она уехала в Европу, но ты можешь писать ей письма. Так Финли убивает двух зайцев: избавляется от Ченса и делает его подлецом в глазах дочери. Это полностью меняет курс. Зритель ничего не узнает о ковырянии в старых ранах, зато вполне насладится трудным и мучительным процессом восстановления справедливости. Ченсу предстоит борьба с грязным политиканчиком Финли и его мафиозным семейством.
Пока Теннесси уводит зрителя все глубже историю персонажей, я примусь разглагольствовать о другом. Великолепные диалоги героев, их неспешная завораживающая игра, усиленная внезапными эксцессами, гостиничный антураж, темные дела, двойное дно, грязные тайны – и всё это в блестящем позерском стиле "дольче вита". У меня сложилось впечатление, что как раз подобные фильмы вдохновляли кое-кого из культовых режиссеров современности. Скажем, мне то и дело приходится ловить себя на том, что в голове носятся сцены из "Четырех комнат" (это из-за диалогов и стиля игры, скорее всего) и "Страха и ненависти в Лас-Вегасе" (все наверняка оценили и поездку на автомобиле в начале фильма, и то, сколько всякой дряни Принцесса возит с собой, чтоб хорошенько забыться). Самое захватывающее в этом фильме – легко подхватываемое ощущение театра вне подмостков. В театр превращается любой будуар, бар, пляж, гостиная. Я смотрю на этих людей и знаю, что они – актеры, и играют свои роли. Но их персонажи тоже играют свои роли, и в их вычурности есть какая-то честность, приобретаемая, видимо, за счет того, что минус на минус дает плюс. Парадоксальное ощущение, что и говорить, грязное, но приятное. Мне не симпатичны эти люди, но мне пока хочется оставаться среди них, а то и перенять что-то для трудных моментов.
Что же творится с героями? Пока Ченс альфонсирует в гостинице с престарелой Принцессой, белокурая бедняжка Хевенли борется со своим деспотичным папашей. Видно, что девица отрастила зубы похлеще прозревшей королевской дочки из "Обыкновенного Чуда", однако не видно, когда всё это безобразие кончится счастливым воссоединением влюбленных. Есть только одна зацепка. В доме Финли, как в доме Капулетти, есть слабое звено: приживалка, свояченица Нанни. Женщина сочувствует Ченсу и Хевенли и очень деликатно двигает события в нужном направлении, за что периодически огребает – как истинная леди, не теряя достоинства даже среди свинарника. И именно она бесстрашно произнесет финальную фразу, поставив жирную точку после неизбежного хеппи-энда.
Когда я начинала смотерть фильм, я старалась угадать, что предвещает тот или иной эпизод, где на стенку подвешивается гитара Джимми. Однако Тенесси не так прост, как кажется. Я не угадала ни разу, всё меняли неожиданные флешбеки, дополнения, повороты. Если я начала за упокой, предположив, будто фильм снят о порче жизни ближнему своему из соображений тщеславия, потом удивленно констатировала, что речь идет о побеге из сераля, а после и вообще поняла, что окружена бандитами и шантажистами, то в итоге … В итоге-то речь была о том, что любовь – это свобода, и в первую очередь – свобода от бонусов, искривляющих жизнь. Богатство и красота. Вот чего пришлось лишиться главным героям, чтоб наконец воссоединиться. Лишиться того, что дано им было от рождения, и чего не нужно было добиваться, ломая ногти. Думаю, Ченс и Хевенли неплохо прожили свою личную сказку до конца, а папаша Финли в свое время безропотно проследовал в инстанцию, назначенную ему тетушкой Нанни.
Трудно писать о вещи, которая нравится. Легче с чистой совестью вылить ушат помоев. Поэтому мой рассказ сбивчив, местами вообще не о том, но в итоге я хочу, по обыкновению, порекомендовать фильм. Пожалуйста, смотрите его бесконечным долгим праздным вечером, прерывайте чаепитиями и перекурами, и не принимайте близко к сердцу. Дайте сердцу свободу, пусть оно само разберется, какие кадры явить вам вдруг потом в самый неожиданный момент в качестве ассоциации на вашу стандартную реальность. Я всегда знала, что Теннесси Уильямс – просто изобретательный дурак, а это – именно та категория людей, у которых можно учиться бесконечно. Не упускайте шанса.