Режиссер:
Райнер Вернер Фассбиндер. Сценарий — Райнер Вернер Фассбиндер, оператор — Михаэль Балльхаус, композитор — Джером Керн, Бак Рэм и др.
В главных ролях: Маргит Карстенсен, Ханна Шигулла, Ирм Эрманн. В ролях: Катрин Шааке, Гизела Факелдэй и др.
Награды: German Film Awards (главная национальная награда Германии) — награда за выдающиеся достижения (Маргит Карстенсен), награда за выдающиеся достижения (Ева Маттес), награда за выдающиеся достижения для оператора (1973).
Фильмы Фассбиндера весьма остроумны, хотя и специфически — юмор для немногих. Возможно, это не юмор даже, а особенный способ смотреть на вещи, который проявляется во многих его работах и который я почему-то считаю юмором. "Горькие слезы Петры фон Кант" серьезными кинокритиками рассматриваются как раскрытие темы вырождения аристократии и слабости буржуазной Германии, слегка подсвеченной лесбийскими мотивами и ненатуральной, удушающей роскошью быта. Мне же кажется, что это шутливое обыгрывание "комплекса слуги" и тяги слабеющей знати к вульгарной и яркой жизни плебса, который вытирает о любопытствующих интеллектуалов ноги.
Петра фон Кант (Кристенсен) — известный модельер, проводящая все свое время в квартире и предающаяся рефлексии на тему своей неудачной личной жизни. У нее есть секретарь/слуга Марлен (Эрман), выполняющая половину работы за Петру. Марлен постоянно молчит и выполняет любой приказ капризного дизайнера, та периодически демонстративно унижает ее. Петре свойственен наигранный цинизм, салонный мелодраматизм и любовь к трагической позе, но материала для поз у нее недостаточно — ее жизнь пуста. Когда к ней случайно попадает Карин (Ханна Шигула), прямолинейная девушка на пути к жизненному устройству, Петра цепляется за гостью, обещая ей помощь, а заодно находя себе "белокурую бестию", которая очень скоро начинает попирать бывшую хозяйку.
Мир женщин Фассбиндера так стерилен и ненатурален, что смотрится исключительно как танцы манекенов. Петра — это манекен, замкнутый в своем собственном страдании и находящий в увядании и бессилии странную прелесть. Ее воля ограничивается третированием бессловесной Марлен, постоянно находящейся рядом, за занавеской, за дверью, за кадром. Петра крайне скучна, ей нечего рассказать, хотя она постоянно разговаривает. Черпая эмоции из личной жизни, она перемешивает уже прожитое и словно застывает, как гипсовая фигура. Карин с легкостью принимает правила игры и изображает несколько роскошных поз на фоне картин и позолоты, но затем быстро снимает маску, валяясь в постели, смеясь, как свинья, и рассказывая о своих изменах. Карин вульгарна и прагматична. Ее вульгарность и прагматичность ранят Петру, отталкивают ее, но одновременно заставляют ее сладостно страдать, так что Петра льет горькие слезы и стенает о спасении. В конце концов, как и следовало ожидать, Петра остается в одиночестве. Она садится на кровать и произносит речь о том, что теперь-то ей понятно, какую боль наносит любовь, как это жестоко, когда тобой вертят, как хотят. В этот момент бессловесная Марлен вдруг оживает и собирает чемодан.
Вот эта шутка с Марлен и делает фильм прекрасным. На протяжение всего фильма она страдает и молчит, ожидая, когда повелительница обратит на нее внимание. Но когда та прозревает, Марлен мгновенно бросает ее. Концовка весьма двоякая. Можно трактовать ее как то, что Марлен осознает, что теперь не нужна хозяйке и может оставить ее для новой жизни, а можно как то, что не будучи хозяйкой, Петра Марлен просто не нужна, как не нужна была Петре она сама. Эта лестница взаимозависимостей желающих эмоций людей, на мой взгляд, весьма забавна.