Режиссер:
Луис Бунюэль. Сценарий: Луис Бунюэль, Жан-Клод Каррьер (по мотивам романа Пьера Луиса "Женщина и Паяц"), Оператор: Эдмон Ришар, Композитор: Рихард Вагнер.
В главных ролях: Фернандо Рей, Кароль Буке, Анхела Молина. В ролях: Жульен Берту, Андре Вебер, Милена Вукотич.
Награды: Cinema Writers Circle Awards, Spain — лучший режиссер. National Board of Review, USA — лучший иностранный фильм, лучший режиссер. Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший иностранный фильм. National Society of Film Critics Awards, USA — лучший режиссер..
Интересные факты о фильме:
Планировалось, что в фильме примет участие Мария Шнайдер ("Последнее танго в Париже"), но она отказалась из-за большого количества сцен с обнаженкой — что удивительно. Версия для печати
30-й и последний фильм Бунюэля является адаптацией романа Пьера Луиса 1898 года "Женщина и паяц". Экранизаций этого романа хватало и до Бунюэля. Фон Штернберг снял "Женщину — дьявол" с Марлен Дитрих в 1935, а Жюльен Дювивье — "Женщину и паяца" в 59-м. Но кто сейчас вспомнит об этих фильмах, разве что фанаты Дитрих. Фильм же Бунюэля помнят все уважающие себя киноманы. Помнят, любят, иногда пересматривают.
Потому что Бунюэлю удалось сделать потрясающую черную комедию.
Главный герой Матье — типичный хранцузский буржуа средних лет, который влюбляется в 19-летнюю испанку Кончиту. Кончита ему не даёт. Никакие ухищрения и извивания Матье не приводят к результату. Он уже на грани отчаяния и безумия, а самое скверное, он не знает, за что ему такое наказание, и любит Кончита его вообще? Да, она уверяет, что любит, но почему тогда не отдаётся на милость победителю ее сердца?
Грустную историю своей жизни Матье рассказывает попутчикам, пассажирам поезда, который уносит его из негостеприимной Севильи обратно в Париж. Бунюэль предлагает и нам побыть этими попутчиками, завороженными захватывающей, пикантной историей, с блеском разыгранной Фернандо Реем и Двумя Кончитами — Кароль Буке и Анхелой Молиной.
Вообще Бунюэль подкинул загадку с двумя актрисами, изображающими одного и того же персонажа. Когда Кончита ласкова и приятна, когда она одаряет Матье обещаниями секса, ее играет тонкая Кароль Буке. Когда Кончита несет Матье облом, ее играет пышка Анхела Молина. Бунюэль переворачивает с ног на голову нехитрые принципы, заданные Алисой в стране чудес, мол, от сдобы добреют. Нет, у Бунюэля все с точностью до наоборот, хотя в сумме-то, конечно, одна херня.
Возможно, Бунюэль хотел сделать Кончиту соблазнительной для всех зрителей без исключения: тем, кому нравятся стройные женщины, он подсовывает Кароль Буке, тем, кому нравятся женщины в теле — Анхелу Молину. А может быть и так: у Матье попутчиков-мужчин двое, и каждый из них, представляя себе Кончиту, видит ее по-своему. Настоящий смутный объект желания!
Но на днях я прочел увлекательную автобиографическую книгу Бунюэля "Мой последний вздох". Как же всё просто оказывается на деле:
"В 1978 году, когда я снимал "Этот смутный объект желания"в Мадриде, у меня возникли серьезные разногласия с актрисой, так что продолжать работу стало невозможно и продюсер Серж Зильберман решил прервать съемки. Это грозило неустойкой. И тут мы как раз оказались с ним в одном баре. После второй порции "драй мартини" мне вдруг пришла в голову мысль использовать на одну роль двух актрис, чего прежде никогда не делалось. Серж подхватил эту мысль, хотя я высказал ее как бы в шутку, и фильм с помощью бара был спасен.
Этот фильм, как и "Дневная красавица", производит смятенное, тревожное впечатление. Чувствительным самцам смотреть его просто не рекомендуется!
И вот что еще хочу сказать: никому, кроме Бунюэля, не удавалось показать изысканные манеры буржуазной публики настолько смешными, а галантность старых ловеласов настолько нелепой.