ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Ангелы с грязными лицами / Angels with Dirty Faces (1938)


Ангелы с грязными лицами
Средняя оценка: оценка: 3.5
1938. США. 97 минут.
Жанр: драма / криминальный / нуар.

Режиссер: Майкл Кёртиц.
Сценарий — по роману Роулэнда Брауна — Джон Уэксли, Бен Хект, Чарльз МакАртур,
оператор — Сол Полито,
композитор — Макс Стайнер.

В главных ролях: Джеймс Кэгни, Пэт О'Брайен, Энн Шеридан.
В ролях: Хамфри Богарт, Джордж Бэнкрофт, Билли Хэлоп, Лео Горси, Бобби Джордан и др.

Версия для печати

Мор: Парадокс правды

оценка: 3.5

http://www.ekranka.ru/pics/heartofdarkness.jpgУ Джозефа Конрада есть очень мощный роман "Сердце тьмы". Фанатам кино он известен из-за того, что частично на нем основан "Апокалипсис сегодня" Копполы, хотя "Апокалипсис" слишком личный проект, это не экранизация. В романе меня впечатляет многое, начиная от того, как он начинается, и включая концовку. Вот уже пару месяцев не могу выбросить из головы момент, когда Марлоу, общающийся с разными пройдохами в джунглях, узнает от них все больше и больше о некоем Куртце, человеке с резким, бескомпромиссным, даже диким характером, который находится еще глубже в лесах, в самой страшной точке этих земель. Одни поносят его, другие ругают за упертость, третьи рассказывают какие-то странные байки, но все чем-то недовольны. И Марлоу начинает заочно сначала уважать Куртца, а потом и вовсе испытывает странную преданность по отношению к человеку, которого никогда не видел.

"Я еще не зашел так далеко, чтобы драться из-за Куртца, но уже был готов пойти ради него на ложь. Вы знаете: ложь я ненавижу, не выношу ее не потому, что я честнее других людей, но просто потому, что она меня страшит. Во всякой лжи есть привкус смерти, запах гниения — как раз то, что я ненавижу в мире, о чем хотел бы позабыть. Ложь делает меня несчастным, вызывает тошноту, словно я съел что-то гнилое. Но теперь я готов был допустить, чтобы этот молодой идиот остался при своем мнении по вопросу о том, каким влиянием я пользуюсь в Европе. В одну секунду я сделался таким же притворщиком, как и все эти зачарованные пилигримы. Мне пришло в голову, что таким путем я могу помочь Куртцу, которого в то время я еще ни разу не видел. Для меня он был только именем."

Меня тут поражает даже не удивительно точное описание отношения к обману, но и то, как Марлоу, осознавая то, что делает, в момент разговора с дрянным, фамильярным собеседником совершает свой первый подвиг во имя неведомого Куртца. Величественность привязанности к скрытому глубоко в джунглях Куртцу и начинающееся безумие, поддержанное разговором с котельщиком о заклепках, заставляет ощутить силу момента. И что мы видим дальше? Куртц умирает в джунглях страшной и нелепой смертью, выкрикивая: "Ужас! Ужас!". Марлоу странствует по Европе во власти пережитого опыта, чувствуя себя титаном среди напыщенных детей, которые не знают об опасности и бездне ровным счетом ничего. Он встречается с женщиной Куртца, выслушивает ее мелодраматическую речь и слышит вопрос про последние слова. "Последнее слово, которое он произнес, было ваше имя", — выдавливает Марлоу. "Я знала!" — восклицает девушка. Если просто взять и сравнить вскрик "Ужас! Ужас!", падение, кровь, вопли дикарей — и имя какой-то девчонки, бездна между этими мирами кружит голову. "Она знала. Она была уверена. Я слышал, как она плакала. Она закрыла лицо руками. Казалось мне, что дом рухнет раньше, чем я успею выбежать, казалось, что небеса обрушатся на мою голову. Но ничего не случилось". Какое имя, Марлоу, ты сошел с ума! Зачем ты это сделал?

Все это я написала для того, чтобы точнее обрисовать впечатление от финала (да, это спойлер) "Ангелов с грязными лицами". Именно он недавно вызвал неожиданный прилив эмоций из серии "эй, но это нечестно!". По загадочной причине фильм считается классикой нуара, хотя назвать это морализаторское кино нуаром можно с трудом. Это классика гангстерского кино с восхитительным Кегни и названием, из-за своей крутизны заимствованным множеством музыкальных коллективов. Краткое описание дел: два друга-пацана пытались ограбить вагон, одного из них поймали — и он решил взять всю вину на себя, чтобы спасти приятеля. В итоге первый вырос и стал рецидивистом, а другой стал священником. И вот рецидивист выходит из тюрьмы и идет к адвокату (совершенно неважная и нехаризматичная роль Богарта), который хранил для него деньги. В это время священник, одурманенный древними словами из книги под названием Библия, занимается спортзалом, в который пытается привлечь местных пацанов, промышляющих мошенничеством. А эти пацаны без ума рецидивиста, его крутых методов и умения выходить сухим из воды. В ходе сюжетных перипетий герой Кегни вынужден снести головы своим дружкам, чтобы спасти священника [опять]. Тут-то его и ловит полиция. Изнемогая, он отстреливается, но его хватают, и священник читает ему мораль. В это время пацаны листают газеты и нетерпеливо ждут, что отмочит рецидивист на суде.

Священник приходит в камеру и спрашивает друга: "Ну что, не боишься умирать?" "Ерунда, — отвечает гангстер. — Сяду на стул и буду смеяться этим свиньям в лицо". И священник говорит: "А давай ты совершишь деяние, угодное Господу. И умрешь, как трус и тряпка. Будешь умолять о пощаде, чтобы те пацаны пришли ко мне в спортзал и не стали бандитами, как ты". Бандит посылает его, конечно, но вот дверь за ним закрывается — и мы слышим плач. В конце пацаны читают, что гангстер умер, как трус, а священник забирает их с собой, отпуская что-то про "помолимся за него". Они поднимаются из подвала вверх, что символизирует их спасение.

По концентрации христианской морали "Ангелы с грязными лицами" значительно превышают другой своеобразный фильм "Ночь охотника". Однако понятно, почему это классика гангстерского кино — потому, что гангстер при любом раскладе оказывается лучше священника. Простодушная метафора спасения меня окончательно добила. Лишить человека достойной смерти ради сомнительного спасения? Священник решает, что лучше поднаврать разок, но спасти десяток душ, my ass. Какой молодец. А я думаю, что каждого из этих парней жестоко обманули. Они стали добропорядочными отцами семейств за счет корчащегося героя Кегни, который, конечно, вознесся на небеса, искупив все. Может быть, они стали хорошими столярами, дровосеками и продавцами сосисок, но произошло это за счет скудоумного священнического вранья. Но ладно, черт с ней, с религиозной тематикой. Дело в другом. "Правда, что Х умер трусом?" "Да, он умер трусом" вместо "Да, он умер трусом потому, что я его умолял" — это прекрасно. Сказать не всю правду, опустить пару слов — и вот уже ноль становится единицей, зеленое коричневым, железное — пластилиновым.

http://www.ekranka.ru/pics/angels_with_dirty_faces.jpg

"Она знала. Она была уверена. Я слышал, как она плакала. Она закрыла лицо руками. Казалось мне, что дом рухнет раньше, чем я успею выбежать, казалось, что небеса обрушатся на мою голову. Но ничего не случилось".

Кегни играет очень задорно, залихватски, живо. Его невысокий, но цепкий и уверенный в себе бандит — прекрасный образ. В финале он превращается в трагического героя-одиночку, одурманенного словами приятеля и готового принести себя в жертву ради завороженных пацанов. "Ангелы с грязными лицами" интересен еще и на редкость бесцветной ролью Хамфри Богарта. Исполняемый им адвокат даже не запоминается.

(21.12.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: