Американский нуар, снятый французом, образцовая, хотя и без изюминок, экранизация одного из моих любимых романов автора "крутых детективов" Джеймса Хэдли Чейза "Легко приходят — легко уходят". Двое слесарей, Поль и Дэниэль, решают обчистить сейф богатого клиента, но он невовремя возвращается — и маленькая удачная кража превращается в ограбление с убийством. Дэниэль попадает в тюрьму, так и не открыв ни местоположения соучастника, ни того факта, что именно Поль нечаянно убил владельца сейфа. Сбежав из тюрьмы, Дэниэль оказывается на маленькой автозаправке, управляемой весьма добрым и доверчивым хозяином. Воспользовавшись его великодушным предложением, беглец решает переждать на автозаправке, подрабатывая, но красавица-Мария, жена хозяина, быстро разузнает о его темном прошлом и с помощью шантажа создает на месте тихой автостоянки ад, заставляя бывшего воришку обчистить сейф того, кто только что ему помог.
"Легко приходит — легко уходит" — это настоящий остросюжетный драматический клубок, от напряжения которого звенит стекло. "Мороз по коже" такого напряжения почувствовать не заставляет, но он раскрывает характеры участников с несколько другой стороны — у каждого из них есть своя, мелочная и гадкая правда, стоящая на пути у случайно оказавшегося в таком переплете героя. Первой удачей "Мороза по коже" является выбор исполнителей главных ролей. В нуарах герои всегда имеют определенный, сразу же характеризующий их набор черт, и здесь каждый из образов тоже весьма живописен. Мне, правда, больше других понравился пьянчужка-брат владельца, который постоянно ходит вокруг и вынюхивает, сквернословит и очерняет. Гадкий старикан отлично сыгран, каждое его появление вызывает радость.
Катрин Рувель — прекрасная женщина-змея, которой выражение "дьявол — это женщина" весьма подходит. Она демонстрирует на экране весь спектр блистательных, очень понятных, но оттого не менее действенных женских уловок. Она прикидывается растерянной, соблазняет, кажется безобидной, затем она давит, готовая на все ради получения денег мужа-старика. Дэниэль прекрасно видит ее суть, но не в силах сопротивляться ее напористости, хотя хозяин автозаправки не только ему очень симпатичен, но и считает его своим другом. Сцена убийства хозяина заправки поистине драматична. Автозаправка становится центром свершения дьявольских событий, точкой невозврата. И когда Дэниэль, кажется, придумывает выход из ситуации, пытаясь стабилизировать обстановку, туда вдруг приезжает Поль, все такой же легкомысленный, хлыщеватый и мечтающий о легких деньгах. Сумма предательств обрушивается на героев и зрителя, не осведомленного о такой двуличности людей.
Кстати, Жан Сорель весьма подходит на роль ненадежного друга. Его смазливая внешность и насмешливый взгляд дополняют образ Поля, который ради будущей жизни с женой у моря вполне может и совершить убийство, и игриво предать. У Чейза, впрочем, злодеи, потерявшие от алчности всякую сдержанность, оказываются наказаны, но это не умаляет ощущения зловещей тучи, бьющей молниями в маленькую автозаправку у дороги.