Режиссер:
Рашид Нугманов. Сценарий: Александр Баранов, Бахыт Килибаев, Оператор: Мурат Нугманов, Композитор: Виктор Цой.
В главных ролях: Пётр Мамонов, Виктор Цой, Марина Смирнова, Александр Баширов. В ролях: Архимед Искаков, Геннадий Люй, Рахимджан Абдыкадыров, Александр Конкс.
Награды: МКФ в Нюрнберге — Гран-при КФ "Золотой Дюк" — Приз "Особый взгляд"..
Интересные факты о фильме:
Фильм снимали в Алма-Ате, Москве и на Аральском море.
Среди вариантов названия фильма были такие, как "Последний герой"и "Полет черного солдата".
Лидер проката 1988 года — 13 млн зрителей.
Согласно официальному прейскуранту Виктор Цой за фильм получил около трех тысяч рублей.
Помимо зрительской любви, картина принесла создателям немало наград, а лично Нугманову — пост первого секретаря Союза кинематографистов Казахстана. В 1993 году он эмигрировал во Францию, а сейчас является одним из лидеров казахской оппозиции.
Для Петра Мамонова роль злодея — доктора стала дебютом в большом кино.
Песня "Звезда по имени Солнце" была написана во время съемок фильма.Версия для печати
Люди, которые в конце 80-х были молодыми или хотя бы юными, нынче порой интересуются друг у друга: тебе что больше нравится, "Асса" или "Игла"? Вопрос задается для того, чтобы затеять праздный спор на пустошах ностальгии. Брутальным чувакам больше нравится "Игла", более утонченным – "Асса". Надо полагать, что Рашид Нугманов, ученик экспериментальной мастерской Сергея Соловьева, был более привязан к реальности, чем его учитель, витающий в эмпиреях высокого киноискусства. Поэтому немудрено, что когда Нугманов ввел мастера в молодежную тусовку, то Соловьев спелся в первую очередь с интеллигентным Гребенщиковым. Впрочем, уже во время съемок "Черной розе – эмблемы печали" Соловьеву, похоже, снесло крышу, и он окончательно приблизился к безумному молодняку того времени. Жанровая отточенность "Ассы" уступила место безбашенному (и, к слову, не слишком-то интересному) авангарду. Я отдаю предпочтение "Ассе", которая несравненно класснее снята, хотя, наверно, еще больше мне нравится более слабая, но абсолютно синефильская "Дюба-Дюба" Хвана с ее некрофильской, готично-деревенской романтикой заброшенных кладбищ и затхлым запахом великой эпохи, сгнивающей в разрушающихся хрущобах.
Да и "Игла" интересна! Последний герой СССР, носящий странное имя Моро, совершает подвиг человечности, пытается исцелить сидящую на игле девушку Дину, свою бывшую одноклассницу. Он вступает в бой с людьми и обстоятельствами и, в общем-то, побеждает. Примечательна финальная сцена. Подобно героям западных фильмов, например, "Стукачу" Мельвилля, Моро совершает характерный жест. Он дает прикурить неслучайному прохожему, а в ответ получает пером в бок. Однако рука не дрогнула, пламя зажигалки не потухло. Даже зная, что сейчас, возможно, умрет, Моро продолжает начатое действие: прикуривает свою сигарету. Так же умирающий Бельмондо в "Стукаче" подполз к зеркалу и поправил на голове шляпу. Моро – герой, тогда как Бананан, герой "Ассы", – жертва, агнец на заклание. Бананан остается верен своим принципам и как-то так по-христиански жертвует ради них своей жизнью. Моро вступает в бой, именно поэтому будущее "по-бананану" неопределено, а будущее "по-моро" становится вполне осязаемым. Даже если Моро и погибнет (что, впрочем, неизвестно), будущее – за такими как Моро.
Странно только, что сейчас в этом легендарном фильме Виктор Цой не выглядит ведущей скрипкой, хотя в конце 80-х фильм казался исключительно бенефисом Цоя. Сейчас "Игла" интересна за счет своей атмосферности, и в первую очередь – благодаря второстепенным персонажам-фрикам. Такого концентрированного безумия, какое можно встретить в лучших фильмах перестроечного и пост-перестроечного периода, не встретишь больше нигде. А учитывая то, что в Советском Союзе кинематографу изначально был придан статус "самого главного из искусств", можно сделать вывод, что накануне распада СССР нормой человеческой жизни было безумие или, как минимум, гротеск. В СССР конца 80-х постмодерн был образом жизни как отдельно взятого человека, так и системы, тогда как за бугром постмодерн проходил по разряду искусств.
В плюс фильму – совершенно постмодернистский закадровый текст. В плюс колориту фильма – казахские "виды", в том числе высохшего Аральского моря, которое является, похоже, не столько символом экологической проблемы, сколько проблемы геополитической – иссыхания грандиозной империи. Ну и, наконец, бессмертная цитата (бессмертная до тех пор, пока либо не иссякнут природные запасы нефти и газа, либо человечество не найдет альтернативных источников энергии): "Спартак, я давно хотел тебе сказать: люди в мире разделяются на две категории. Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты."
Официальный сайт Рашида Нугманова – http://www.yahha.com. Одно из многочисленных интересных там мест – "летопись Нугманова", начинающаяся с 1877 года.