Не вытерпел и пересмотрел нового Абрамса на “экранке”. И впечатление ни капли не изменилось. Фэйл. Не катастрофический, но все же реально жирный фэйл.
Вся космическая телефантастика делится обычно на три категории. “Твердая” – для хардкорных гиков и продвинутых юзеров (Треки, Вавилон Пять, Бэттлстар Галактика). “Смешная” – для тех, у кого есть чувство юмора, пусть даже очень фиговое (Футурама, Фарскейп, Лексс). Третья категория – ни рыба, ни мясо; ни твердая, ни смешная. Гики ее гнобят, случайные “смешливые” зрители – презирают. Цветастенькая такая фигня для школьников, домохозяек и говно-гиков, прущихся от всего с пометкой “sci-fi”. Типа “Андромеды”.
Или нового абрамсовского “Стар Трека”.
Почему надо было делать из камерного “Трека” кино про летчиков – не совсем понятно. За последние 20 лет все фильмы этого жанра терпели в прокате сокрушительное фиаско. “Тандерберды”, “Стэлс” и “Винг Коммандер” – вы помните эти фильмы? Я – очень слабо, а их студии-производители предпочитают про них вообще не вспоминать.
Здесь обычно возражают и говорят, что камерность не к лицу фильму за 150 лимонов. А как же тогда “Люди Икс”? Если подумать, то второй фильм Сингера – это идеальный пример того, во что можно было превратить новый “Трек”. Герои полфильма сидят в летящей шлюпке и разговаривают не о чем, а Маккелен между репликами играет магнитиками лепит из себя нового Хана.
Брайан Сингер мог воплотить в жизнь мечту любого треккера. Но со сценаристами Орси и Курцманом легко срезался бы даже он.
В одной из серий “Робоцыпа” был удачный скетч, где Джоель Шумахер приходил на конвент любителей фантастики, и конвент мгновенно превращался в кровавое побоище. Эти времена прошли, Шумахер и сценарист Акива Голдсман могут теперь спать спокойно, у них появились наследники, которые в состоянии легко побить их достижения. Наследники еще молоды (Гитлер в их возрасте еще даже не учинил “пивной путч”), но Роберто и Алекс уже успели потопить две мощные франчизы – “Трансформеров” и “Стар Трек”.
В отличии от “Сальвации”, сценарий которой представлял из себя сплошную зияющую бездну, скрипт “Стар Трека” – это отремонтированный барабан. Гладкий и ровный, но при этом пустой и с глухим звуком. Персонажи не прописаны, нормальных реплик нет, все очень условно и на веревочках.
Колоритный Нерон – самый беспонтовый злодей года. Про его мотивации молчу, их – нет, но в фильме нет отыгрыша даже его имени. Нерон против Тиберия – ага, я в курсе — и что теперь? срать кирпичами от подобных проблесков эрудиции у сценаристов?
Колоритный доктор Маккой. Одна из первых и немногих реплик – “Я тут недавно развелся”. Да, чувак, это мгновенно прибавило твоему персонажу объема. Доктор теперь глубокий как персонажи Достоевского и Хью Лори.
Забавно, что из-за подобной односложной “глубины” лучше всего смотрятся Скотти и Чехов, у которых ее вообще нет. Глубины нет, руки развязаны, актерам приходится вытаскивать своих героев на гольной эксцентрике. Они – лучшее, что есть в фильме.
Но больше всего свезло вулканцу.
Флэшбек “Детство Спока” – это дословный пересказ флэшбека “Детство Роршаха”. После этого флэшбека воспринимать героя Квинто всерьез довольно сложно. И особенно – после появления Леонарда Нимоя. Дедушка-сионист сделал то, на что не решался ни один создатель “Трека” – он замочил Вулкан и подобным поступком окончательно превратил его в символического близнеца страны Израиль.
Спасибо, Лева, тебе от всех индейцев и негров. Ты лишил их идеальной ролевой модели.
Ну и еще раз про Роршаха.
Ответ на вопрос “почему мы так любим старый “трек”? Если точнее (будем честны) “почему я так люблю старый “трек”? (Ну еще и Шелдон заодно)
Классические Шэтнер и Нимой – это примерно как Комедиант и Роршах в одной связке. Никакого кавайного пидорства. Капитан-эгоманьяк, способный в любой момент выебать все, что движется, и пожертвовать всем, что подчиняется командам. И аутичный фрик с доведенными до абсурда представлениями о черном и белом.
Я посмотрел перезагрузку франшизы относительно недавно — то есть сильно отстал от убегающего вперёд поезда мирового кинопроцесса. За это я получил возможность подойти к просмотру подготовленным — не в том смысле, что я пересмотрел все классические "Стар треки", перечитал все комиксы, и запомнил, кого в оригинале играл Леонард Нимой (мне всегда нравилось это имя) — за кого вы меня принимаете? Нет, я просто начитался чужих рецензий, и приступил к просмотру со смешанными чувствами.
Дело в том, что американские критики преимущественно хвалят картину. Да не преимущественно, а просто хвалят. Все. На "гнилых томатах" рейтинг фильма местами достигал 98 процентов (он и сейчас, когда ажиотаж уже давно спал, и совокупное мнение вроде должно было адекватизироваться, составляет 94), и в топе imdb фильм плавно ползёт вверх (сейчас он занимает там 159 строчку). Русские же критики в основном сдержанно хвалят, но реально сдержанно. В том смысле, что да, ничего, под пиво сойдёт. При этом многие весьма уважаемые мною люди (Зилич, рецензию которого вы можете лицезреть сверху, из их числа) фильм просто облили помоями.
Как говорится, не знал, что и думать.
Посмотрел.
Теперь знаю.
Настоящая стопроцентная хуйня. Действительно, здесь мне нечего добавить к мнению Зилича, назвавшего картину "реально жирным фейлом". Совершенно бестолковый фильм с аляповым сюжетом, грошовыми конфликтами и ещё более дешёвыми развязками, якобы новый, но при этом постоянно отсылающий зрителя к старым сериям франшизы — и если вы их не помните, то просто нихуя не понимаете в происходящем.
Например, мощная стартовая сцена*, в которой маленький мальчик несётся по дороге на машине, за ним гонется летающий патруль, машина падает в пропасть, а мальчик выпрыгивает из неё на ходу — заканчивается тем, что полицейский робот спрашивает у мальчика, как его зовут. Он пронзительно смотрит в камеру, и ты ждёшь, что вот сейчас, он назовёт своё имя — и всё, мир перевернётся. Пиздец. Реки потекут вспять, и "Газпром" заявит о самоликвидации. Сейчас он скажет, что он Гитлер, или Мао Цзе-дун. Мальчик открывает рот, и плавно произносит "Гай Тибериус Кирк".
Думаю, у большинства психически здоровых зрителей в этот момент возникает резонный вопрос "блять, кто это?" Отвечаю — это такой персонаж франшизы "Стар трек", конечно же!!! Даже странно, что вы не помните наизусть все имена всех персонажей всех фантастических американских франшиз родом из шестидесятых. Или семидесятых? Кому какое в хуй дело? Почему я должен помнить имена всех персонажей фильма, с какой стати? Это что, фильм только для фанатов? Все остальные могут идти по домам?
И так дальше — весь фильм. Самые мощные, красиво поданные и эстетически насыщенные кадры — это моменты, когда герои произносят свои имена. Все остальное в фильме — довольно посредственная научная фантастика с кучей нестыковок и картонными персонажами, лишёнными мотивации.
Моё удивление тем сильнее, что я фанат "Лоста" (по крайней мере, первых сезонов), и третьей "Миссии", то есть фактически всего наличествующего творчества Абрамса (сериал про шпиёнку брать не будем — он тогда ещё был молод), и мне по идее картина должна была пойти. Но не пошла. И тому есть простое объяснение... правильно, как всегда, сценарий. Поразительно, но те же самые Курцман и Орси, которых я изо всех сил нахваливаю в отзывах на третью Миссию (а это эталонный жанровый сценарий), написали и эту постную хуйню.
Что тут сказать?
Бывает...
*в фильме три стартовые сцены. Это была одна из них.