Режиссер:
Павел Бардин. Сценарий — Павел Бардин, Петр Федоров, оператор — Сергей Дандурян.
В главных ролях: Петр Федоров. В ролях: Александр Макаров, Михаил Поляков, Марина Орел, Николай Мачульский, Михаил Павлик, Вера Строкова, Андрей Мерзликин и др.
Награды:
2009 — специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале "Дух огня"..
Интересные факты о фильме:
# фильм долгое время не мог добраться до российского зрителя. Ходили слухи (возможно, являющиеся фальшивкой), что фильм запрещают на государственном уровне. Подробнее об этом можно прочитать здесь: http://www.openspace.ru/cinema/projects/70/details/8723/.
Факты о фильме с сайта http://www.russia88.ru: # в фильме использована только оригинальная нацистская музыка — диски куплены в торговом центре "Горбушка" в Москве;
# большая часть нацистской атрибутики доставлена российским Интернет-магазином;
# вся одежда героев фильма — из реального московского магазина, включая майки с надписями "Я — русский" и цитатой "14 слов" нацистского идеолога Дэвида Лейна;
# чиновник, которого сыграл Андрей Мерзликин, говорит фразами из переписки двух наци-деятелей, электронную почту которых взломала хакерская команда антифашистов;
# на ультраправых форумах и сайтах в Интернет-зоне ".ru" периодически выкладываются инструкции по уличной борьбе. Один из подобных текстов главный герой — Штык дословно зачитывает на камеру в шапке-маске;
# на сайте youtube.com можно скачать ролики нацистов — как документальные, так и постановочные. Наци-видео представлено в самом широком ассортименте: документальные и постановочные ролики с драками и убийствами, комедийные костюмированные сценки, агитационные тексты, праздники, обряды посвящения, сборы, тренировки по стрельбе и рукопашному бою. Некоторые кадры нашего фильма — прямые цитаты "творчества" русских скинхедов;
# убийства, погромы, теракты, которые фиксируют милицейские сводки от Владивостока до Кондопоги и от Санкт-Петербурга до Верхней Пышмы — не фантазия сценаристаВерсия для печати
"Россия 88" вызвала у посмотревших ее дурацкую реакцию — антифашисты по привычке заметили, что "в цифре" — сплошной фашизм и никакого антифашизма (кстати, на сайте фильма есть раздел "Мы против фашизма"; когда я на него заглядывала, он единственный находился в разработке — http://russia88.ru/main.mhtml?Part=2, что мне кажется очень смешным), а отечественные "эксперты" сообщили, что информация устарела, так уже никто не работает, лента вышла не в свое время. И покривили губы. Лично мне кажется странным, что такие "эксперты" вообще существуют. Респектабельная же публика на фестивале "Россию 88" решила убрать от глаз народа подальше — за экстремизм и разжигание, потому что там мало того, что нет великой и могучей России, так к скинхэдам еще и приходит мужчина в костюме, предлагающий гопам побыть псами на жалованьи. Так что понятно, что если мы не напишем про этот фильм, то мы не сайт, а говно.
С другой стороны, написать особенно не о чем. Петр Федоров — еще одно молодое русское лицо вроде Бичевина, за судьбой которого в кино хочется проследить. У него актерское лицо — лицо человека, которого можно преобразить в любого. Он выразителен, у него есть харизма, он способен к перевоплощению — из заросшего обычного парня может превратиться если не в кого угодно, то в довольно широкий спектр экранных личностей. Однако итоговый эффект "России 88" сомнителен: сценарий слишком лиричен, а потому оставил у зрителей ощущение неопределенности. Наверное, это намек на неоднозначность трактовок и "множество оттенков серого", но в такой тематике хотелось бы жесткости, взгляда, выводов, а не любовной истории с кавказцем со смешным интеллигентским именем и влюбленности слабака-"Абрама" в свою героическую ролевую скинхэд-модель, находящуюся перед ним ежедневно. Но я уверена, что если оставить только ролики про русскую бабушку и сход скидхэдов на мосту, получится прекрасное животворящее кино.
Мне Штык показался неуместным лирическим героем, эдаким поселковым Тибальтом, — и этим зачаточный антифашистский пафос фильма оказался полностью убит. Наибольшее впечатление на меня произвела подложка, фон, на котором разворачиваются события, — темная, беспросветная Россия пятиэтажек и длинных дорог вдоль гаражей. Она совершенно безучастна и не приспособлена для обитания людей. Также воздействует на эмоции условная "девушка" Штыка, которая появляется в затемнении, на заднем фоне, с которой обращаются, как со скотиной, рабом. Помимо нее и сестры, служащей скорее символом, чем человеком (для Штыка она имеет ценность как абстрактная "сестра", но не как реальная личность), и не заинтересовывающей ровным счетом никого, женских образов в фильме вообще нет. Возможно, та девушка считает себя злой арийской самкой, преданной своему волку волчицей или даже воином внутреннего фронта, но ее место — это место походной шлюхи. Низшее место в и без того убогой иерархии. Про эту мелькающую периодически девушку можно написать целую повесть, если представить, о чем она думает перед зеркалом, когда собирается в подвал. Через ее линию удачно показывается оборотная сторона бесчеловечного веселья. Кстати, поправьте меня, если я ошибаюсь, но неужели времена настолько изменились, что молодые девчонки не стесняются знакомиться с рыночными кавказцами и тусоваться с ними прямо там, на рынке? Мне это кажется неразумным.
При этом нельзя сказать, что фильм возмущает. Отчасти ксенофобию испытывают все. Особенно, когда оказываешься на Манежке накануне Нового Года — и видишь, что вокруг ни одного белого лица. Или когда стоишь в очереди за чем-то, а тебя пытается оттеснить вонючий, злобный, грубый кавказец, на твое замечание с акцентом отвечающий: "А чо такое, а?". Но приятели Штыка мне не более приятны, так что, наконец, пусть убьют друг друга в "освободительной войне". Они находятся на одном уровне, в одном слое, где неприятно оказаться. Это не расовый конфликт, а цивилизационный. Об этом Бардин мимолетом сообщил, продемонстрировав в классической "почти-американская-история-х" сцене дня рожденья Штыка жизнь "простых русских людей".
А вот что у Бардина показать получилось точно, так это то, что в такой беспросветной жизни охота за таджиками становится вполне закономерной. Рабы убивают рабов, потому что смотреть вверх разучились.
Наивный и коряво снятый фильм, к корявости которого, впрочем, не придерешься: его как бы снимал на домашнюю видеокамеру скинхед-еврей, любящий Адольфа Гитлера и боящийся Санкт-Петербурга настолько, что готов окружить его танками (вот сволочь! Наверняка это он убил Кенни). В конце фильма выясняется, что еврейский "оператор" – педераст-нытик. В фильме показывается быт спортивно пьющих молодых людей, у каждого из которых главный герой (нытик с камерой) пытается выпытать, как они стали фашистами. Со страшными лицами коренной московской молодежи контрастируют приветливые лица гостей из ближнего зарубежья, умеренно попивающих винцо и жарящих шашлычки на задворках Черкизовского рынка.
Наверное, любого зрителя, даже не испытывающего симпатии к скинхедам (к таким зрителям отношусь и я) удивит намеренная однобокость режиссерского взгляда на проблему "русского национализма". Скинхеды у него – что-то вроде шайки дартов вейдеров или тому подобных отрицательных комиксовых персонажей. Но еще больше удивляет полное отсутствие сценария, – похоже, что молодой режиссер с мультипликационной фамилией Бардин даже книжку Митты не читал :). Его соавтор – "парень из преисподней" – Петр Федоров Митту точно не читал. Откуда Митта на Массаракше? Поэтому "Россия 88" не смотрится. Сюжетных перипетий нет, герои никак не меняются, а на одной фактуре далеко не уедешь. Незачет. И больше мне сказать о фильме нечего.
Россия, тридцать седьмой... В моём горле живёт кит... Чарли Чаплин стреляет в упор, сплёвывает в пол и молчит.
Иван Бунин смотрит кино. На бёдрах подруги рисует картины, А на экране жёсткое порно, Но детям об этом — не скажешь.
Как-то так, в общем.
"88" — это, очевидно, год рождения. В любом случае, название здорово сбивает с толку неподготовленного зрителя: фильм повествует, разумеется, о нашем времени. Банда скинов "Россия 88" снимает агитационные ролики для того, чтобы выкладывать их... Блять, где-то я такое уже читал. Начну сначала.
"Россия 88" — интересный, но, увы, неудачный эксперимент в мокьюментари на актуальную нынче в москаляндии тематику "про национальную любовь скинхэдов и чурок". Фильм снят чрезвычайно реалистично — и это его плюс, как мокьюментари. Но эта реалистичность выходит зрителю боком: половину фраз не слышно из-за перепада звуковых уровней, сюжет практически не прослеживается, смотреть в общем и целом неинтересно.
Мысль о том, что скинхэдов крышуют менты, наверное, не приходила в голову только идиотам. На весь фильм буквально три или четыре действительно клёвых момента (узкоглазый, который пытается вступить в военно-патриотический клуб, изнасилование на вечеринке, опросы "общественного мнения", ну и ещё там по мелочи) плюс — прекрасная концовка. Вот этот молчаливый список, ползущий по экрану — пробирает больше всего. По большому счёту, авторам надо бы оставить свои псевдо-голливудские понты, и снять обычный документальный фильм о жизни скинов — с качественной историей в центре, внятной концепцией, кучей побочных историй и ярким завершением, типа как в муровском "Боулинге для Колумбины": "Вы не хотите попросить у неё прощения? Вот её фотография".
А эти ромео-джульеттовские мотивы в двадцать первом веке смотрятся всё же несколько устерело. Простите уж мне моё старческое брюзжание.