Новый фильм от Габора Чупо не хотелось пропускать. Не то, чтобы я любил детские фильмы, но предыдущий фильм Чупо "Мост в Терабитию" с его душераздирающей концовкой произвел эффект. Такого резкого перехода от детского мира, населенного ожившими фантазиями, во взрослый мир – через смерть и скорбь – такого я еще не видел. Под "жизнью" я подразумеваю самую обыкновенную обывательскую жизнь. Жизнь ребенка-обывателя, жизнь взрослого-обывателя, одним словом, нашу жизнь. Эта жизнь не тронута голодом, мором, войной, революцией. Но в ней точно так же неизменно присутствует смерть.
Если сравнивать "Мост в Терабитию", например, с "Небесными созданиями" Питера Джексона, сделанными в схожем жанре и с шокирующей смертью в финале, то легко можно заметить, что герои "Созданий" остались в детстве, а переход между двумя мирами не осуществился.
"Тайна Мунакра" – это зеркальное отражение "Моста в Терабитию". Фильм начинается с того, чем заканчивается "Мост в Терабитию": со смерти. Хоронят отца героини фильма, вследствие чего осиротевшая 13-летная Мария отправляется на иждивение к дяде, сэру Бенджамину, в долину Мунакр. Мунакр оказывается сказочным местом, над которым веками висит проклятие. Род Бенджамина, живущий на открытой местности, враждует с родом де Нуар, который живет в лесу. Конфликт возник из-за нитки волшебных жемчужных бус, способных исполнить любое желание, как темное, так и светлое.
Собственно говоря, Мария, в отличие от главного героя "Моста в Терабитию" (подростка по имени Джесс) изначально жила в чопорном взрослом мире Англии 19-го века. Герои Чупо не переходят из мира в мир самостоятельно. Им в этом помогают, причем посредством своей смерти. Умер отец Марии – и Мария оказалась в волшебном сказочном мире, где даже смерть может быть ненастоящей. Умерла Лесли – и Джесс оказался в жестоком взрослом мире, где смерть властвует безгранично и на компромиссы не идет.
В "Тайне Мунакра" Чупо еще глубже развивает тему смерти. Смерть перестает быть случайной. Мария идет на смерть, осмысленную и благородную, чтобы изменить окружающий мир. Однако фильм – детский, поэтому все обратимо. Собственно говоря, вот эта ненастоящесть смерти и делает "Тайну Мунакра" более детским фильмом, чем "Мост в Терабитию". Градус драматической жертвенности понижается. А закрепляет фильм в рамках сугубо детского кино очень простая мораль и одна-единственная причина всего глобального конфликта – гордыня участников драмы. Но этого маловато.