Вор Морис (Серж Реджани) и его подельник Реми собираются на дело. Новый друг Мориса, Сильен (Жан-Поль Бельмондо), выбивает из девушки Мориса признание и узнаёт, где состоится ограбление, после чего звонит в полицейский участок комиссару Салиньяри. Во время ограбления прибывает полиция. Комиссар убивает Реми, а Морис убивает комиссара. Чудом спасшись, Морис клянется отомстить стукачу Сильену.
Увядший на задворках Голливуда стиль "нуар" возродился по ту сторону океана. Француз Жан-Пьер Мельвиль, увлекающийся американским образом кинематографического мышления, сделал шикарный фильм, пригласив на главную роль Жан-Поля Бельмондо, с которым встретился на съемочной площадке фильма "На последнем дыхании" (Мельвиль играл в этом фильме американского писателя-детективщика).
"Стукач" сделан традиционно: черно-белый цвет; герои в плащах и шляпах, то и дело исчезающие во тьме; косые тени (приём со свернутой со стола и качающейся на шнуре настольной лампой впоследствии был использован в "Однажды на диком западе" Серджио Леоне). В этом мире нет обычных людей, есть только легавые, преступники и полицейские осведомители.
Но есть два важных исключения. Пространство нуара – это пространство лжи. В "Стукаче" обман достигает максимальной концентрации: не только герои обманывают друг друга. Сам режиссер начинает обманывать зрителя, намеренно отправляя его по ложному пути. Но делает это честно – посредством недомолвок. Это не ложь, всего лишь недосказанность, основное правило хорошего фильма. Умный зритель ненавидит, когда ему разжевывают то, что и так понятно. Почти брессоновский минимализм оказывается удобным способом наебать зрителя, – подвоха не заметит никто. И даже напротив, зритель только рад, что режиссер обходится без занудства. По этой причине столь эффектен финальный твист, когда за пять минут весь сюжет выворачивается наизнанку, а за следующие пять минут превращается в трагедию.
Второе новшество, которое привнес Мельвиль в жанр, – тема дружбы. Вообще-то герои нуара особо не дружат. Они предают, не доверяют, используют друг друга, много и охотно убивают. Мельвиль подрывает устои жанра, одновременно закладывая базу для нового французского криминального фильма. Впоследствии по этим канонам будут снимать свои фильмы Ален Корно, Жан Эрман, Робер Энрико и др. А отзвуки роковой развязки можно найти даже в "Таинственной реке" Иствуда.
Сильен оказывается многозадачным персонажем. Идеальным был выбор Бельмондо на эту роль: крепкий кулак, цинизм и холодность американского героя, и в то же время невинные глазенки инфант террибля Мишеля Пуакара…