Режиссер:
Стивен Долдри. Сценарий: Дэвид Хэа (по книге Бернхарда Шлинка), Операторы: Роджер Дикинс, Крис Менджис, Композитор: Найко Мали.
В главных ролях: Кейт Уинслет, Ральф Файнс, Дэвид Кросс. В ролях: Жанетт Хайн, Сюзанна Лотар, Алисса Вильм.
Награды: "Оскар", "Золотой глобус", BAFTA, а также 6 призов различных ассоциаций кинокритиков и фестивалей за лучшую женскую роль (К.Уинслет). МКФ в Софии — приз зрительских симпатий. Las Vegas Film Critics Society Awards — лучший молодой актер (Д.Кросс)..
Интересные факты о фильме:
Фильм продюсировали четыре человека. Среди них — Сидни Поллак и Энтони Мингелла. Они умерли до окончания производства фильма. Американская киноакадемия сделала исключение из правила называть не более трех продюсеров в номинации "Лучший фильм", и назвала всех четырех. Мелочь, но почетная.
На роль Ханны рассматривались Жюльетт Бинош, Николь Кидман, Марион Котийяр и Наоми Уоттс.
Чтобы избежать проблем, съемки откровенных сцен были отложены до тех пор, пока актеру Дэвиду Кроссу не исполнилось 18 лет (это случилось 4 июля 2008 года).
Сцены в концентрационном лагере были отсняты в Люблине (Польша). Там остался единственный неразрушенный во времена II Мировой войны концлагерь.
Фильм начал снимать Роджер Дикинс, но потом он отправился работать над "Австралией" и "Сомнением", и все сцены, где участвует Кейт Уинслет отснял Крис Менгес.
Фильм о любви. О любви к книгам. Библиофильский, короче говоря, фильм. Хотя для зрительского интереса акцент ставится на любви невинного германского мальчика к женщине старше его лет на 15. Да потом еще оказывается, что эта Ханна была надзирательницей в фашистском концлагере. Юноша, проведший с Ханной одно лето, а потом поступивший на юрфак, через 6 лет учебы с изумлением обнаруживает свою пассию сидящей на скамье подсудимых ("группировка" Баадера-Майнхоф была бы довольна:)).
По большому счету, в фильме нет ничего особенного. Ничего — кроме отличной актерской игры. Если Ральф Файнс вполне обычен, то Кейт Уинслет создает непривычный для себя образ тупорылой безграмотной немки, задержавшейся в детстве. Только случайно (и ненадолго) проявившийся материнский инстинкт заставляет ее приютить продрогшего Михаэля. Получается, что их роман состоялся из чистой случайности.
Любые обвинения, которые может выдвинуть зритель против фашистки Ханны, опадают как осенняя листва. Ханна была надзирательницей в концлагере, но обвинять ее в зверствах — то же самое, что обвинять в зверствах табуретку, о которую ты споткнулся. Таким образом, создатели фильма ставят зрителя в конфузливое положение.
Кажется неправильной и какой-то несуразной сама ситуация, что Михаэль читает Ханне вслух книжки, которые проходит в школе на уроке литературы, причем десять лет назад точно так же Ханне читали вслух еврейские женщины, заключенные концлагеря. Михаэль с удовольствием читает своей любимой женщине, не зная и не замечая мрачного подтекста в этом своем занятии. Ну, а сама Ханна просто любит истории, рассказанные хорошим литературным языком. Они ее интригуют. Никакого мрачного подтекста в этом занятии она тоже не замечает, но, в принципе, и не может его заметить в силу своей ограниченности. Естественно предположить, что Ханна — тот "плохой читатель", которого осуждал Набоков в своих лекциях по литературе. Она смотрит в книгу и видит фигу.
Мне кажется, что фильм был бы гораздо напряженнее и драматичнее, если бы зритель, в отличие от Михаэля, с самого начала отдуплял этот мрачный подтекст, но режиссер зачем-то решил воспользоваться одномоментным эффектом неожиданности: мы узнаем вместе с Михаэлем, что Ханне читали еврейки перед тем как отправиться на смерть.