ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Логово дьявола / Привидение / The Haunting (1963)


Логово дьявола / Привидение
Средняя оценка: оценка: 4.5
1963. США. 112 минут.
Жанр: мистика / ужасы.

Режиссер: Роберт Уайз.
Сценарий: Нельсон Гиддинг (по роману Ширли Джексон),
Оператор: Дэвис Болтон,
Композитор: Хамфри Сирл.

В главных ролях: Джули Харрис, Клер Блум, Ричард Джонсон, Расс Тэмблин.
В ролях: Фэй Комптон, Розали Кратчли, Лоис Максуэлл, Валентайн Дайалл.

Интересные факты о фильме:

Роберт Уайз прочел роман в журнале "Тайм" и сразу же решил сделать экранизацию. А поскольку он обязан был (по контракту) снять для "MGM" еще один фильм, он принес сценарий именно им. Боссы выделили ему всего 1 миллион долларов, но Уайз изловчился и разобыл еще пару сотен тыщ сверх того. Фильм он снимал в Англии.

Смотри также: Фильмы про призраков, привидения и полтергейст

Версия для печати

Владимир Гордеев: Жизнь привидений направлена на страх

оценка: 4.5

В 1951 году Роберт Уайз снял эпохальный фильм "День, когда Земля остановилась", который стал подземным толчком для всего Голливуда и породил целую волну фантастических фильмов. В 1955 году Уайз сделал эпохальный фильм в достаточно свежем жанре — жанре молодежного мюзикла — "Вестсайдская история". И вот, в 1963 году на экраны вышел эпохальный фильм в жанре "хоррор" "The Haunting". В каком-то смысле "The Haunting" интереснее предыдущих двух "эпохальных" фильмов Уайза, интереснее именно в художественном смысле. "The Haunting" — классический готический фильм. Но как же он отличается от предыдущих постановок в этом жанре! Прежде готические фильмы существовали как бы в двух плоскостях: либо малоизобретательные, малопугающие, малобюджетные постановки, либо авангард в духе "Вампира" Дрейера. Исключением можно назвать только "Ребекку" Хичкока, фильм
достаточно изысканный и атмосферный, удовлетворяющий вкусам как зрителей, так и критиков. Но Хичкок снимал детективную историю, а Роберт Уайз снял настоящий фильм ужасов, который производит впечатление и сейчас. Возможно, "The Haunting" — лучший фильм о "доме с привидениями", который когда-либо был снят.

Перед Уайзом стояла непростая задача. Камерность сюжета не предполагает эффектности. Одно дело, когда перед Белым домом опускается гигантская тарелка (сердце неискушенного зрителя замирает от масштабов зрелища и открывающихся ужасных перспектив), или, например, когда молодые пуэрториканцы приплясывают, пускают кровь и распевают то залихватские, то трогательные песни (мюзикл всегда будет одним из самых популярных жанров, и не только потому, что песня нам строить и жить помогает, а потому, что эмоциональная палитра и без того понятного фильма становится еще более понятной и, что ли, близкой). Тем не менее, Уайзу удалось сделать эффектный и зрелищный фильм даже по камерному сюжету. Композиция кинокартины стандартна: сперва обрисовываются характеры персонажей, ключевым из которых является Элеонора, молодая женщина с поврежденной психикой. Приличное количество лет Элеонора была прикована к своей больной матери, ухаживала за ней, не видя белого света. В конечном итоге, мать умерла, но, возможно, не без помощи (точнее говоря, при осмысленном бездействии) Элеоноры. Первым полноценным "отпуском" в жизни Элеоноры становится поездка в "проклятую" усадьбу Хаус Хилл. Она — одна из тех "чувствительных" людей, потенциально "способных к общению с духами", которые откликнулись на призыв доктора Марквея провести несколько дней в Хаус Хилле. Другим таким человеком оказывается Теодора, "профессиональный" медиум. Им составляет компанию Люк Сандерсон, распиздяй, бездельник, карточный шулер, наследник усадьбы, который едет в Хаус Хилл, чтобы прицениться к наследству. Поскольку фильм классно смонтирован и населен по большей части нестандартными персонажами, да к тому же очень хорошо сыгранными, то даже вводная часть смотрится увлекательно. Генерируется легкое напряжение, связанное с ожиданием встречи с потусторонним. И, естественно, у зрителей не возникает сомнения, что привидения рано или поздно появятся.

Вторая фаза фильма посвящена столкновению разнополярных характеров. Внутреннее напряжение персонажей фильма периодически прорывается через плотную паутину хороших манер. И в то же время параллельно начинаются столкновения с непознанным, со злыми силами, которые живут в доме. Напряжение нарастает по мере того, как проявления злой силы становятся более ощутимыми и агрессивными. И вот здесь уже режиссерский талант Уайза раскрывается в полной мере. Уайз отказывается от "бледных призраков", трясущих цепями в коридорах. В фильме вообще практически нет привидений. Режиссер обходится оглушительными стуками, треском, шорохами, ускорением или замедлением темпа картины, самыми разнообразными ракурсами съемки, одним словом, максимально использует средства, которые к 1963 году были известны кинематографу: звук, съемка и монтаж — всё в фильме на высоте и органично дополняет друг друга, преследуя одну цель — напугать зрителя. В фильм включаешься полностью, но при этом отдаешь должное тому, как профессионально он сделан. А сделан он так, как сейчас снимают практически все хорошие фильмы ужасов. Ей-Богу, со времен "The Haunting" в поджанре "haunting house film" не было придумано ничего нового. Ну, разве что кроме привиденческой аватары — синеватой девочки с распущенными черными волосами, закрывающими лицо.

Саспенс высшего накала достигается в сцене, когда запуганные до полусмерти герои согнаны в центральную залу, а над ними, в комнате, где некогда умерла хозяйка Хилл Хауса, ночует скептичная жена Марквея, прибывшая в усадьбу накануне, чтобы забрать оттуда своего "придурковатого" мужа. Именно в этой сцене режиссером используется единственный за весь фильм "механический спецэффект" — страшная сила, терроризирующая усадьбу и ее гостей, пытается пробить дверь в залу, и эта толстая дубовая дверь прогибается под ударами как лист фанеры. А потом страшная сила начинается орудовать в комнате наверху, и доктору Марквею необходимо каким-то образом пересилить свой страх и броситься жене на помощь.

Завершает эту мистическую феерию романтический финальный твист, отголоски которого можно найти в множестве современных фильмов, например, в "Темных водах" Хидео Накаты.

"The Haunting" — безусловная классика жанра.

(25.04.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: