Молодая медсестра и ее бойфренд приехали на берег лесного озера, чтобы провести здесь свои выходные. В десяти метрах от их лагеря на берег вышли местные подростки, решившие сделать то же самое. Подростки не были отпетыми подонками, жертвами инцеста или генетической мутации, самое обыкновенное быдло из пригорода, ничего особенного. Но слово за слово, оскорбление за оскорбление и теперь уже понятно, сейчас здесь кого-то порешат и при этом в самой жестокой форме.
Современный британский хоррор в своем лучшем виде. Простой до чертиков, но манипулирует зрителями словно шариками для пинг-понга. Без шуток, перед нами обычная дидактическая басня вперемешку с классовой драмой, но от экрана даже за уши не оттянуть.
Прикольно, первую половину фильма испытываешь лютую физическую ненависть к антагонистам, что в кино бывает очень редко. Презираешь себя за эту ненависть и начинаешь тихо злиться, видеть в себе говно – всегда моветон и дискомфорт. Злишься-злишься, но в покое тебя все равно не оставляют. Ближе к финалу режиссер неожиданно цепляется за твою злость и почти с корнем вытаскивает ее наружу. Мастерский фокус, апплодируем стоя.
И “престиж” этого фокуса в том, one more time, антагонисты картины – вовсе не Джейсон Вурхис и не шахтеры-каннибалы, а обычное белое отребье. У меня самого таких половина подъезда, их не перебьешь, не перевешаешь, не пересажаешь.
Нужно тупо приспосабливаться и никогда не забывать, за стеной живут люди, у которых предел вменяемости намного ниже, чем у тебя.
Владимир Гордеев:
А над ними порхали ангелочки и пускали стрелы в их сердца...
Неплохой эксплотейшн в духе "Забавных игр", только без постмодернистких интерактивных игрищ в кадре — все тут как бы "по-настоящему". Коротко говоря, это история о том, как группа детей лет 13-ти измывается над сладкой парочкой вполне взрослых людей, приехавших отдохнуть на отдаленный каньон. Идея фильма примитивна: если родитель — ублюдок, то ребенок будет таким же ублюдком. Все персонажи-дети являются настолько точными копиями своих родителей, что появляется ощущение искусственности фильма.
Рекламный слоган на плакате информирует: "Фильм от создателей "Спуска". "Спуск" (The Descent) Нила Маршалла мне понравился значительно больше, но дело не в этом. От "Райского озера" уже ждешь финального безысходства, и ожидания оправдываются. Теряется неожиданность развязки. Впрочем, это мелочи. Фильм держит в напряжении, вот что главное.
Правда, периодически напряжение ослабевает, когда взгляд сталкивается со странностями в кадре. Например. Подростки издеваются над кроликом, причем их настолько увлекает это глубокомысленное занятие, что они, начав издеваться над ним еще в деревне, впоследствии тащат клетку за 16 километров в лес, на одних только велосипедах, и свое развлечение продолжают уже там. И в то же время главный злодей-подросток пускает слюни над собакой, случайно убитой Стивом. Самое удивительное, что пускать слюни начинает и Стив, будущая жертва подростков, прекрасно чувствующий, что дело пахнет жареным и надо думать не о собачьей дохлой шкуре, а о своей. Понятно, конечно, что кролика впихнули в сюжет для того, чтобы подчеркнуть кровожадность подростков, но сделано это "в лоб" и выглядит нелепо. Или, например, концовка. Концовка сделана изящно: зрителю с полуслова ясно, в чей дом попадает. Хозяева окликают ротвейлера: "Клайд!"
Но интересно, где этот пес-привидение пропадал раньше? Почему дети таскаются только с Бонни и брезгуют Клайдом, а также почему Клайд (да и Бонни тоже) помалкивал, когда в середине фильма Стив вторгся в дом? Или, например, встревоженный старший брат одного из подростков, на пикапе, мчится во тьму, чтобы разыскать младшего брата, который таскается вторую ночь по лесу. Он моментально (!) его находит и говорит: "Где ты шляешься, мать не спит, вся в слезах, волнуется". Через несколько минут показывается, как она "волнуется": расслабляется возле бассейна, хлещет пиво в компании таких же, как она, жирных ублюдков — родителей. Мы, как и главная героиня, пока не знаем, что эти люди — родители подростков, которые измывались над ней. Но когда мы узнаём это, героиню настигает смерть... а меня лично настигло разочарование от клевого эпизода, который не был продуман полностью.
На такие эпизоды обращаешь внимание потому, что фильм сделан в целом качественно и убедительно, в нем присутствует хорошая актерская игра, в том числе детей. А вот если бы фильм был сделан коряво, неумело, тяп-ляп, то на фоне всеобщего фуфла мои зрительские претензии были бы, разумеется, абсолютно бессмысленны...
У кого крутые подруги, за которых не дашь и рубля...
Кто плюется как верблюд, кто смеется как козлодой...
Кто гадит в наших парадных, кто блюёт в вагонах метро, Кто всегда готов подбить нам глаз и всадить вам в бок перо
(с) Майк Науменко
Пару недель назад "Экранка" подвела итоги прошлого года, слегка, правда, исковерканные тем, что финальный балл подбивался лишь по тем фильмам, которые посмотрела хотя бы половина авторов сайта. Всего каких-то полторы недели отделяли меня от просмотра "Райского озера", а фильм "Райское озеро" от второго места в нашем итоговом топе. Жизнь несправедлива.
Я обратил внимание на то, что этой картине все ставят на удивление высокие оценки, и всё же не ждал ничего особенного. Чем вас в самом деле может удивить фильм из серии "чужие здесь не ходят"? Влюблённая пара едет на отдых, а нарывается на толпу озверевших гопов. Да такого добра – весь Интернет завален, всех размеров и расцветок. Поэтому я сел смотреть с предвкушением какого-нибудь добротного слэшера, может быть, с неожиданной моралью.
Но я оказался прибит и раздавлен.
Фильм "Райское озеро" не о том, как мирных, законопослушных граждан насилует банда мутантов-людоедов-лесбиянок-нинзя. Этот фильм не о выживании в экстремальных условиях, и не о борьбе бобра с ослом. Это фильм о гопниках. О самых обычных, знакомых каждому с малолетства гопниках. О гопниках, которые не выбирали быть гопниками. О гопниках, которых так воспитали.
Мы любим порассуждать о том, что каждый человек – сам пиздец своему счастью, в том смысле, что у любого человека есть выбор, и всё в твоих руках. Что даже в самых неверотных отстойниках выростали истинные цветы, прямо светочи человечества – пусть и один на миллион. Как, впрочем, в самых потрясающих условиях могут воспитать будущего мелкого хулигана – чуть чаще, ну пусть один на тысячу. Но не льстите ни себе, ни другим – 99,9 процентов людей – не более, чем продукт своего окружения. Гопы взращены бывшими гопами, и выростят (когда повзрослеют, женятся по залёту, и переедут от родителей в отдельный вагончик со всеми удобствами) таких же точно гопов. И этот порочный круг невозможно разорвать.
Моя жена высаживает у нас под окнами траву и цветы (мы живём в многоквартирном доме в посёлке на краю большого города). Ну, ей нравится, когда смотришь из окна – а там красиво. Да и с землёй возиться ей нравится. Так вот каждую осень, когда цветёт основное количество цветов, их кто-то срывает. Какое-то пьяное чмо залезает к нам на газон и рвёт цветы. Чёрт его знает, что он с ними дальше делает – продаёт, или домой приносит, может, детишкам даёт, чтоб те на день знаний подарили учительнице краденный папой с чужого газона букет. Моя жена каждый раз рыдает. Лампочку, которую я регулярно вкручивал в подъезде, у нас регулярно кто-то выкручивал – пока мы не организовали товарищество жильцов дома и охрану не наняли. И я долго такое могу перечислять. Моя жена после каждого подобного инцидента носится с идеей "отгородиться от быдла высокой стеной", а я её убеждаю, что стены, напротив, надо сносить, иначе мы построим на Украине настоящий Гондурас, где будут бедные, богатые и никого посередине. Я рассказываю ей о том, что люди не выбирают, в какой семье им родиться, и вместо массовых расстрелов куда лучше заняться педагогикой. Я рад, что моя жена не стала смотреть "Райское озеро". Боюсь, я не нашёл бы аргументов в споре с ней на этот раз.
Последний раз меня настолько же сильно впечатлил фильм Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь". Именно этим двум фильмам ("райскому озеру" и "все умрут...") я поставил самые высокие оценки из всех картин прошлого года. Фильм Гай Германики тоже про всяку-разну молодёжь, и тоже про гопов, то есть приходится признать, что самые крутые (в мой системе координат) картины сейчас посвящены гоповской тематике. И когда я задумываюсь об этом, я с лёгкостью вспоминаю ещё по крайней мере десяток значительных работ в кино и литературе на ту же тему за последние несколько лет. Невероятно, как тема противостояние "нормальных", образованных и интеллигентных людей и гопов к 2009 году стала едва ли не лейт-мотивом современной культуры.
Английские гопы, кстати, практически ничем не отличаются от наших. Вот, позырьте карикатуру на английского гопа в википедии. Как говорится, "найди десять отличий". И это наталкивает на совершенно невесёлые размышления о том, что гопы, как явление – есть нечто природное, естественное, не зависящее от конкретной страны или континента. О том, что противостояние образованных и интеллигентных людей, любящих уединение, ценящих свою самобытность, и не стремящихся к союзу с другими такими же, как они, и безликой армии гопов, никогда не объединявшихся друг с другом, но объединённых извечной животной силой, бессмысленно. О том, что мировое гопство обречено на победу.
Я пишу эту рецензию не для того, чтобы делать какие-то апокалиптические прогнозы, или предлагать панацею для спасения человечества. Но к концу первого десятилетия нового века стало очевидно, что безудержная глобализация и гуманизьм не принесут человечеству счастья без ясного понимания целей и длительных упорных усилий педагогов. Дай нам всем сил (если ты, читающий эту рецензию, гопник* – то тебе наоборот, дай бог по яйцам дубовым поленом).
Рассуждал о мировом гопстве Дядька Димка.
*Проверить, гопник ты или нет, очень просто. Надо задать себе вопрос – если в магазине продавщица ошиблась, дала тебе с десятки сдачу сотнями, и не заметила, что ты сделаешь? Ответ "повернусь и быстренько слиняю" — вариант гопника.