Режиссер:
Адриан Лайн. Сценарий: Залман Кинг, Сара Кернокан, Патриция Луизианна Ноп (по роману Элизабет МакНилл), Оператор: Питер Бизиу, Композитор: Джек Ницше.
В главных ролях: Микки Рурк, Ким Бэйсингер. В ролях: Маргарет Уиттон, Дэвид Маргулис, Кристин Барански, Карен Янг.
Награды:
3 номинации на "Золотую малину" — за худший сценарий, худшую песню ("I Do What I Do (Nine 1/2 Weeks theme)"), худшую актрису (К.Бэйсинжер)..
Интересные факты о фильме:
Режиссер изолировал Бэйсингер от Рурка, запрещая им общаться вне сцены. Они могли разговаривать друг с другом только во время съемок и чисто по сценария.Версия для печати
"Девять ½ недель" — это не фильм, а настоящий памятник восьмидесятым. В нём есть всё лучшее, что было в этом десятилетии: женские сиськи в мужских рубашках, Микки Рурк и длинная неприталеная верхняя одежда. Всё остальное, что было в восьмидесятых, оказалось смыто мутным потоком из сливного бачка Унитаза Истории.
Первый раз я посмотрел этот фильм в начале девяностых. Не скажу, чтобы он произвёл на меня сильное впечатление, но очарование потрясающе красивых людей – Ким Бесинджер, определившей эталон красоты десятилетия, и Микки Рурка, гуляющего по тонкой грани между мужиком и смазливым мальчишкой, сделало своё дело. Фильм очень хорошо запомнился, прямо-таки отпечатался в моей памяти. Не весь, конечно, а только какие-то более или менее значительные куски. До сих пор помню шутку про цыплят: - Вы собираетесь их съесть? - Нет, мы собираемся их достойно похоронить. Первым диалог главных героев хорошо помню: - Каждый раз, когда я вас вижу, вы покупаете каких-то куриц. - А каждый раз, когда я вас вижу... - Что? - Вы смотрите на меня и улыбаетесь. Не ахти какие фразы, но, пересматривая картину, я иногда ловил себя на том, что могу проговаривать реплики вместе с героями.
Запомнилось, как я сказал, не всё. Идеи, логика поступков персонажей, потерялись из-за деталей, которые я, будучи ребёнком, не мог уловить; поэтому пересматривать было довольно интересно. Собственно, центральный сюжетообразующий камень в фундамента картины – то, что персонаж Микки Рурка – импотент, при первом просмотре оказался мною потерян, и обнаружен только сейчас.
В своё время я впечатлился началом фильма "Клетка" — там, где маньяк подвешивает себя на крюках над мёртвым телом, и дрочит, прокручивая видеозапись утопления своей жертвы. Столько усилий, и всё ради того, чтобы кончить! Как же мне повезло. Мне для того, чтобы кончить, надо просто поебаться. И всё. Поэтому страданий мужчин, пьющих виагру, и выдумывающих всякие штуки-дрюки для поднятия своего мужского полового хуя, от меня всегда были далеки. Фильмы про импотентов мне неинтересны. По-моему, и сценарист и режиссёр должны полностью "исписаться", закончиться, как творческие личности, чтобы начать лепить фильм про импотентов.
"Девять ½ недель", впрочем, не совсем фильм об импотенте. Это фильм о девушке, которой, в виду обстоятельств и собственной задрочености, приходится иметь дело с импотентом. То есть он как бы с обратной, с женской стороны говорит нам об этой проблеме. Героиня тосковала без секса, и ей очень понравился сильный, богатый и уверенный в себе мужчина, понравилась его галантность, и, в конечном счёте, понравилась игра, которую он ей навязывает. Он предлагает ей разновидность женского рая: ей ничего не надо делать, ни мыть посуду, ни ходить за покупками, ни стирать, ничего. Ей надо восседать на постели в окружении цветов, и делать то, что он ей скажет. Ни принятия решений, ни решения проблем. В замен – полная покорность. Просто выполнять время от времени его "просьбы". - Ты сделаешь это для меня?
До тех пор, пока его просьбы не выглядят издевательством, она готова идти на это, более того, крепко держится за их отношения – потому что её всё это невыразимо, неописуемо прёт. Но миссионерская поза всегда приедается. А у импотентов это жестоко: то, что ещё хоть как-то возбуждало вчера, не будет возбуждать завтра. Им надо идти дальше и дальше, вперёд и вперёд. Чем дольше героиня будет соглашаться на его прихоти, тем глубже ей придётся погрузиться в его больные фантазии. Думаю, если бы она не ушла от него совсем, рано или поздно они дошли бы и до описываемой сцены из "Клетки" — с подвешиваниями себя на крюках над бездыханным телом. Но, конечно, любому терпению приходит конец. Её терпение закончилось на середине десятой недели.
Не могу сказать, что я думаю об этом фильме. Опуская всё его историческое значение (особенно для жителей Советского Союза, где, как известно, не было секса, а был алкоголизм), я просто затрудняюсь сказать, что я о нём думаю. Уверенно могу сказать только, что пересмотрел я его с удовольствием.
ЗЫ: и вот ещё – никогда не поверю, что осенью (это ведь осень?) можно заниматься сексом в подземном переходе под струёй дождевой воды из сливной трубы. От холода можно окочуриться.
Адриан Лайн заканчивал то же учебное заведение, что Ридли Скотт и Майкл Манн, поэтому его фильмы отличаются той же созерцательностью, какой отмечены картины вышеуказанных господ. Но "9,5 недель", один из самых популярных фильмов у советских видеолюбителей, держит "по созерцательности" пальму первенства.
Необычайно медлительный фильм, такой же холодный, к слову, как и все фильмы Майкла Манна, все же не лишен очарования. Поэтому 3 номинации на "Золотую малину" кажутся несправедливыми. Но это крест Лайна — номинации на "Оскар" чередуется у него с номинациями на "Золотую малину". Следующий его фильм, триллер "Роковое влечение", имел успех не только у зрителей, но и у критиков. Интересно, что оба фильма посвящены странным взаимоотношениям мужчины и женщины, причем герои как бы меняются ролями. Джон (Микки Рурк) из "9,5 недель" выглядит как потенциальный маньяк, — хотя на самом деле, конечно, маньяком не является. Это парень, находящийся в одном шаге от импотенции и вынужденный выдумывать "игры", чтобы возбудиться. Гленн Клоуз в "Роковом влечении" играет женщину, которая после короткой интрижки (короткой — как это кажется герою Майкла Дугласа) сходит с ума и предпринимает все усилия, в том числе преследуемые по уголовному кодексу, чтобы разрушить семью Дугласа и вернуть его себе. Таким образом, в "9,5 неделях" потенциальная опасность исходит от персонажа-мужчины, а в "Роковом влечении" — уже реальная опасность исходит от персонажа-женщины. Реальность опасности (пусть даже это всего лишь кинематографическая реальность) придает фильму остроту и, как cледствие, фильм имеет больший успех у зрителя.
Как я уже говорил, "9,5 недель" — очень холодный фильм. Нью-Йорк в нем показан как густонаселенный и в то же время безжизненный мегаполис. Например, Лайн показывает толпу народа на барахолке, они улыбаются и веселятся, но их безудержное веселье кажется иллюзорным. Хай-чековая квартира Джона похожа на стоматологический кабинет. Элизабет, героиня Ким Бэйсинджер, работает в галерее современного искусства. Галерея готовит дебютную выставку престарелого художника, но художник почему-то не отвечает на звонки. Элизабет едет к нему (он живет загородом), и там, среди пышной зелени, под яркими лучами солнечного света, она находит его сидящим на скамеечке и потрошащим свежепойманную рыбу. Удивительно, что живя среди природы, в окружении рыб и кошек, старик рисует какую-то угрюмую хуйню. А что же тогда взять с тех, кто живет в большом городе? Сквозная музыкальная тема напоминает мелодию Мишеля Леграна из "Лета 42-го", из которой по какой-то причине вдруг была вынута душа. В общем, это явно не "Манхэттен" Вуди Аллена. Но, наверное, у Лайна есть свои причины не любить Нью-Иорк...
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "9 1/2 недель", или Американский психопат. Начало
Посмотрев "9 ½ недель" в детстве, я осталась жить с впечатлением, что история это довольно грязная и плохо заканчивается, что Джон бросил Элизабет, а в памяти засела только сцена жратвы, да и то лишь по той причине, что я не выношу липкие полы. С выбором фильма (его сделал Гордеев) я согласилась для того, чтобы лишний раз убедиться в неизбежности изменений, производимых с человеком возрастом. Сравнить впечатления. Посмеяться над тем, какие темы остались для меня тогда закрытыми и поэтому быстро забылись. В результате я оказалась немного шокирована. Если в конце восьмидесятых этот фильм обсуждался между детьми шепотом, будто нечто, увиденное сквозь замочную скважину, и считался комедией с элементами придури, то сегодня я не нахожу в нем ничего кроме триллера. И городской истории. Наблюдая прогулки по барахолке, ресторанам, магазинам, улицам, набережным, оценивая костюмы (надо же, а ведь мне в те годы казалось, что подставные плечи и просторные рубашки, заправленные в широкие длинные юбки – это уродливо) и интерьеры (стерильный черный хай-тек квартиры Джона, расхристанный уютный прованс дома Элизабет, авангардная белая галерея, подавляющий шик кабинета), я поймала себя на мысли, что теперь знаю, откуда быть пошел весь этот "Секс в большом городе". Городская история – хороший жанр, если только его не клонит в молчаливую черную заумь, как в каком-нибудь "Таксисте". Разглядывать "9 ½" с этой точки зрения мне было эстетически приятно и атмосферно тепло. Что до триллера… Не знаю, какие проблемы были у Элизабет Мак-Нил, автора текста, с мужчинами, но ей явно попадались личности психопатические, от которых она рано или поздно оказывалась в болезненной зависимости, пока не сказала себе "стоп" и не выблевала эту паскудную страстишку на бумагу. Я испытываю необходимость немедленно поклониться Рурку как актеру: когда он впервые появляется в фильме, ничего не делает, просто наблюдает и улыбается, уже возникает тревожное чувство ("так бывает, когда видишь хачика за рулем"). Из двух вариантов – то ли он гениален, то ли рожа просто такая поганая – я предпочла выбрать первый. По сути, психопат Джон чередой манипуляций (подарки, сексуальные игры, нарушение запретов) постепенно превращает Элизабет из милой весёлой галеристки в замкнутую, унылую неврастеничку, способную испытывать возбуждение только от наркотика под названием Джон. В такой метаморфозе я не нахожу ничего интересного и приятного, равно как и в манипуляциях, которыми она достигается, поэтому финал – когда Элизабет сама завязывает со своей психологической наркотой и уходит, реально ломаемая – я воспринимаю как хеппи-энд, хоть и со смыслом "то, что нас не убивает, делает нас инвалидами".
Этот фильм нельзя предлагать для "чисто позырить". Он наверняка давно вошел в какие-то специальные киношные хрестоматии как образец чего-нибудь там этапного или специфического, поэтому при всей его как бы несерьезности я рекомендовала бы подходить к нему если не с научной, то точно с исследовательской точки зрения. Давайте внимательно посмотрим "9 ½ недель" и чутко прислушаемся – на какие кадры отзывается наша память и как задержавшиеся в ней эпизоды, будто токсичные паразиты, отравляли наше представление о любви все эти годы.