ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Группировка Баадера-Майнхоф / Der Baader Meinhof Komplex (2008)


Группировка Баадера-Майнхоф
Средняя оценка: оценка: 3.5
2008. Франция / Германия / Чехия. 150 минут.
Жанр: биографический / боевик / драма.

Режиссер: Ули Эдел.
Сценарий — Ули Эдел, Бернд Айхингер по книге Стефана Оста,
оператор — Райнер Клаусманн,
композитор — Петер Хиндертур, Флориан Теслофф.

В главных ролях: Мориц Бляйбтрой, Мартина Гедек, Йоханна Вокалек.
В ролях: Надя Уль, Бруно Ганц, Сандра Боргманн, Себастьян Бломберг, Хоаким Пол Эссбок, Леони Брэндис, Фолькер Бруч и др.

Интересные факты о фильме:

- для тех, кто в танке: это фильм про германскую Фракцию Красной Армии (RAF), радикальную организацию, в 70-х террористическими методами сражавшуюся против засевших в правительстве фашистов (часть из них после окончания войны перекочевало в правительство) в частности и государства вообще.

- вдова убитого рафовцами Юргена Понто присутствовала на премьере и наблюдала воссозданную на экране сцену убийства. Понятно, что в восторг она не пришла и подала на продюсеров в суд, требуя исключить сцену убийства. Кстати, сцена убийства показана не совсем корректно — в реальности Игнес видела, что ее мужа застрелили. Придти к договоренности так и не удалось.

Версия для печати

Мор: Это не RAF

Группировка Баадера-Майнхоф оценка: 3.5

"Шутки кончились. "Протест" — это когда я заявляю: то-то и то-то меня не устраивает. Сопротивление — это когда я делаю так, чтобы то, что меня не устраивает, прекратило существование" Ульрика Майнхоф.

Этот фильм не называется "RAF". Фильм называется "банда Баадера-Майнхоф", как Фракцию Красной Армии называли в прессе тех лет. И эта принципиальная разница между названиями, в общем-то, как разница между серьезным размышлением и очередным террористическим бонниклайдом. Странно, что фильм появился как некое событие, снятое самими немцами переосмысление внутреннего восстания, когда "террористам" симпатизировало полстраны. Здесь даже актеры — Надя Уль из "Тишины перед выстрелом", Стайп Эрцег из "Воспитателей", Мартина Гедек из "Жизни других", сплошь яркие фигуры, засветившиеся в "протестных" ролях. Фильм стильно, хотя мертвенно снят, неплохо сделан, но это не жизнь RAF, это видеоклип. От текстов Ульрике на голове вспыхивают волосы. От фильма Der Baader Meinhof Komplex у знакомого с их историей не вспыхивает ничего. Местами фильм хорош, местами откровенно подл. Я верю в право на собственную трактовку событий, но делать из истории RAF очередной боевик, внутри которого страдает несчастный интеллигент, просто нелепо.

Из фильма сложно понять мотивацию членов RAF, за счет чего он получается очередной фестивальной драмой. Роман Волобуев, например, даже не понял, чего они взбесились "в не такой уж плохой стране". Герои фильма, конечно, делают заявления, течет закадровый текст, процитированы знаменитые слова про поджог универмага, но тут поневоле вспоминаешь Годара с его тезисом про то, что нельзя снять революционный фильм буржуазными средствами. Не думаю, что режиссер планировал снять революционный фильм, но зачем было с более талантливыми актерами переснимать ремейк гротескно глупого "Красного террора"? На самом деле, цели рафовцев были далеки от абстрактной революции или беспочвенного протеста. После окончания войны в ФРГ продолжали править бывшие фашисты, они даже не получили никаких наказаний. "Фашизм жил, и не заметить этого было нельзя: с одной стороны, бывшие нацистские бонзы, занимавшие важное положение во всех областях государственной и общественной жизни, с другой — тоже вполне конкретные проявления: запрет КПГ; опять кровавые разгоны демонстрантов (уже в 50-х годах!); позднее — чрезвычайные законы, затем убийство Бенно Онезорга — вот только основные вехи. Все это существовало, заметим, задолго до того, как раздались первые выстрелы вооруженных революционных групп". Проявился конфликт поколений — бывшие фашисты делали вид, что они добропорядочные граждане; их дети ненавидели их и хотели смести. Под громкие слова о демократии поддерживалась кровавая резня во Вьетнаме, приглашались шахи, в странах которых процветали пытки. Об этом все знали, но жали им руку. Проводился референдум о ядерном разоружении, на котором большинство людей высказалось за разоружение, но власти полностью проигнорировали результаты референдума. Был введен закон, по которому полицейские могли стрелять в демонстрантов. Впоследствии левым запрещали работать учителями и др. Ульрике Майнхоф долгое время боролась с нарушениями "конституционными методами", но после убийства студента и избиения демонстрантов (с этой сцены начинается фильм), после выстрела в Руди Дучке, которому пришлось заново учиться говорить, возвращаться к статьям было не просто глупо — это было предательством.

В необычной триаде Баадер-Энслин-Майнхоф самым интересным персонажем для меня является Ульрике. Посудите сами — потомок Гельдерлина, блестящая журналистка, перо которой сделало тираж левому журналу "Конкрет" в ФРГ, пацифистка, верившая в силу закона и конституции и боровшаяся против ядерного оружия, внезапно меняет курс, разочаровывается в словах, берет автомат и убивает членов правительства и полицейских, становясь "чудовищем", угрозой государству. В статьях Ульрике этот перелом виден невооруженным глазом. Изначально Майнхоф была умной идеалисткой — видела, что гражданские свободы ущемляются, а законы служат исключительно властям, но искренне верила в силу конституции, которая должна была гарантировать людям отнятые права, в то, что сложившуюся ситуацию можно изменить критикой. И критика ее была ядовитой, била прямо в цель, поэтому спустя некоторое время ее начали "подкармливать" — приглашать на телевидение, пытаться приручить.

"Ну, разумеется, преступление — не сбрасывать бомбы и напалм на женщин, детей и стариков, а протестовать против этого. Преступно не уничтожение посевов — что обрекает на голодную смерть — а протест против этого. Не разрушение электростанций, лепрозориев, плотин и школ — а протест против этого. Не террор и пытки, применяемые "частями специального назначения" в Южном Вьетнаме — а протест против этого. Недемократичны не подавление свободного волеизъявления в Южном Вьетнаме, запрет газет, преследование буддистов — а протест против этого в "свободной" стране. Считается "дурным тоном" бросать ся в политиков творогом и пудингом, а вовсе не принимать тех политиков, по чьей вине стирают с лица земли целые деревни и бомбят города. Считается "дурным тоном" устраивать на вокзалах и уличных перекрестках дискуссии об угнетении вьетнамского народа, а вовсе не колонизировать целый народ под предлогом "борьбы с коммунизмом".

Но все ее зажигательные слова пропадали зря — преступления продолжались. Ее статьи обладают поразительной злободневностью — нужно только поменять Вьетнам на Ирак, а ФРГ на Россию. В этот момент тогда малоизвестная RAF во главе с Баадером и Гудрун Энслин в 1968 подожгла универмаг, после чего они попали за решетку, затем были выпущены, но после силами Интерпола зачем-то водворены туда снова. Ульрика в своей неповторимой манере проехалась по поджогу в статье "Поджог универмага", говоря, что во время кризиса перепроизводства и застрахованной собственности, поджог не только не мешал системе, а напротив, был действом, идущим на пользу капитализму. Но в конце этой статьи она добавила странноватую фразу про "лучше поджечь универмаг, чем управлять универмагом. Фриц Тойфель иной раз чертовски хорошо формулирует." . Из идеалистов, как мне кажется, лучше всего получаются идейные террористы. Ведь именно те, кто верил в государство, не могут вынести той лжи, на которой все зиждется. Этот момент прозрения довольно сложно описать, но когда человек не просто повторяет газетные заголовки, а видит, что им, именно им с молчаливого согласия остальных управляет тиран, что он жалкая пешка, — это очень жестокий момент, он изменяет всю жизнь. В этот момент ты осознаешь, что наступило время отложить статьи и взять в руки камень. Что молчание становится равносильным предательству. Что не сделав что-либо, ты встанешь рядом с этими рыхлыми улыбающимися подонками. Вместо пера пора взять винтовку.


А что мы видим в кино? Там, конечно, совершенно прекрасный момент с камнем, который берет в руку, но никак не может бросить Ульрике. Но то, что происходит дальше, необходимо разве что для кинодрамы. Почему-то ни один из волевых людей, идущих против произвола, не может быть на экране нормальным. Он должен страдать, иметь сексуальные извращения или валяться под героином. Жизнь не исключает этих вещей, но для тех, кто выбрал путь сопротивления, все это настолько маловажно, насколько важно для приходящего в кино обывателя. Возьмем, например, момент, когда Ульрике Майнхоф решается помочь Энслин и остальным вытащить Баадера из тюрьмы. Это как раз тот момент, когда она решает действовать, переступает грань, которую для человека воспитанного, привыкшего жить в обществе, переступить очень сложно. Она как бы берет свой камень и, скрипя зубами, запускает им в витрину. Для Ульрике это было испытанием, доказательством самой себе, что она не просто способна зажигательно писать, но способна стать преобразователем, открыто выступить против государства. Она уже все для себя в этот момент решила. Как бы ни повлияла на нее стрельба, нападение, стресс, она не ушла бы с террористами из трусости, что сейчас придет бабушка с подносом. Она ушла с ними совершенно осознанно. В фильме, конечно, мы наблюдаем какое-то соплежуйство, авторский взгляд.

Плюсом фильма является демонстрация остальных членов RAF как весьма сильных героев. Недавно отпущенная Бригитта Монхаупт или Хольгер Майнс, который умер в процессе голодовки, стараясь добиться соблюдения обычных юридических процедур; Астрид Прель, Петра Шельм, Сюзанна Альбрехт. Однако в тюрьме наши герои (за исключением несчастного Майнса) сидят с необычайными удобствами, тогда как на самом деле это было не так.

Отдельного внимания заслуживает линия Майнхоф — Баадер+Энслин. Если верить режиссеру фильма, то переступив через себя, Майнхоф просто оказалась в безвыходном положении и быстро раскаялась, осознав, что ей нечего делать среди этих безумцев. Думаю, что определенный уровень отторжения мог присутствовать, безусловное влечение, борьба мировоззрений, а уж содержание в тюрьме и пытки отсутствием звуков мало кто мог выдержать спокойно, но то, что показано в фильме, выглядит недостоверно. Плачет и пишет, плачет и пишет. Особенно недостоверно, учитывая мощные манифесты RAF, написанные Ульрике, и то, что они находились вместе на свободе в течение пары лет (с 1970 по 1972). Я, конечно, понимаю, что для фильма нужен драматический конфликт, но можно было поискать его в другом месте.

Но самое ужасное в "Банде Баадера-Майнхоф" — это момент с самоубийством. Настроив трагическую струну, на которой последующие поколения RAF угоняют самолет, захватывают заложников, чтобы спасти своих героев, находящихся в тюрьме, сценарист говорит нам, что RAFовцы как бы решили прекратить насилие и покончили с собой в один день, затыкав себя до смерти тупыми столовыми ножами и подвесив к окну. В рот мне ноги! Конечно, нам оставляют лазейку, показав подозрительную Энслин, ощущающую, что ее хотят убить, но в целом выглядит это просто-напросто нечистоплотно, учитывая насколько сомнительной выглядела официальная версия о самоубийстве. Да эти люди полумертвыми выходили из тюрьмы — и опять начинали свою войну!

Или убийство Шлейера. Бедняга Шлейер! За этим забывается, что Шлейер был членом НДСАП, затем эсэсовцем, руководил строительством заводов с помощью пленных и их последующей утилизацией. В Чехословакии его признали военным преступником и требовали его выдачи, но ФРГ отказалась — слишком полезный человек. И его захват, учитывая пытки рафовцев в тюрьме, был вполне закономерен.

Я не говорю, что в "Банде Баадера-Майнхоф" совсем нет удачных моментов. Голая Энслин читает Троцкого — красиво. Начальная демонстрация, кадры, когда полиция срывается с цепи, очень убедительны, хотя их озвучка превращает их в клип Rammstein. Это страшно, но страшнее еще и потому, что должно было напоминать студентам ровные ряды СС. Там еще конные полицейские с дубинками — стык гротеска, ужаса и комедии. Но эти моменты заляпаны компромиссом режиссера, который демонстрирует открытые пытки RAF в тюрьме только после того, как повозит камерой по мысли о том, что насилием ничего не решишь, что взрывать рабочих было плохо. Т.е. обязательно нужно насрать на голову, прежде чем сказать правду. По-моему, Шлендорф и Фассбиндер были стократ более искренни, снимая свои симпатизанские работы в то время, когда делать это было нельзя. Для меня это удивительно еще и потому, что мы можем обладать частичной информацией о тех событиях, мы можем читать статьи Ульрике, мы можем видеть обрывки из эротического фильма с Энслин. Их тексты не врут. А режиссер, конечно, врет, как и все кино, в общем-то.

Самый лучший ликбез от Тарасова: http://www.saint-juste.narod.ru/vietman.htm
Моя статья-сборка об Ульрике и RAF: http://lj.rossia.org/users/mor77/405047.html#cutid1
Знаковая статья "От протеста к сопротивлению": http://leftdv.narod.ru/basik/protest.html

(07.04.2009)

Версия для печати


А. Ботев (и Сладкая N): Это RAF

оценка: 3.5

Почти документальный фильм про первое и второе поколение ФКА (RAF). Фильм можно признать обучающе-документально-историческим, он будет полезен для студентов соответствующих факультетов: канва событий довольно точно следует тому, что было на самом деле: убийство Оннезорга, поджог в супермаркете, освобождение Баадера, захват посольства, угон самолета, etc, etc. В общем, посмотреть этот фильм — по большому счету, то же самое, что прочитать несколько статей про рафовцев. Факультативная иллюстрация к приведенной статье википедиков.

Но, строго говоря, не только. Есть еще немного. Помимо аккуратной экранизации исторических событий режиссер Ули Эдель воссоздал (я верю) атмосферу самого великого времени XX в. (когда я говорю про 68-й год, мне всегда сносит крышу, простите). Атмосфера относится только к самому началу фильма, процентов 15-25, потом поездка в Палестину, потом катарсис, а потом, по-хорошему, уже пора было бы и заканчивать, но это тут не так важно. Надо понимать, что время действия фильма приходится на третье десятилетие жизни Эделя, наиболее плодотворный возраст человека, когда способность к восприятию мира еще не исчезла полностью, а мозги уже работают. Вот почему я верю в аутентичность атмосферы Эделя.

Кроме того, в таком возрасте человек обычно еще не мудак, а человек с мозгами, чувствами и совестью в то время Западной Европе не мог не сочувствовать, хотя бы в глубине души, революционерам — и это сочувствие явно видно в фильме. Другое дело, что, чтобы его проявить, нужно было прожить еще треть века и дождаться распада ФКА.

Про сочувствие к этим людям лучше меня написал критик Волобуев. Ну, то есть, почему все начинается: людям ... вдруг становится понятно, что аргументы не то что закончились — их надоело приводить. Что общественная дискуссия досрочно закрыта, ввиду того что твой оппонент — жопа.

Именно так.

Из-за указанной документальности бригада фильма уже несколько раз судилась с родственниками изображенных в картине реально существующих (в основном уже прекративших существование, конечно) жопперсонажей. Ну, правда, представьте себе фильм, где показана деятельность чеченских сепаратистов в 90-е гг., причем так с симпатией к ним; аналогия не совсем полная, даже совсем не полная, но в качестве первого приближения сойдет.

А прикольно было бы, если б этот фильм как-нибудь запустили у нас по российскому телевидению. Но нет, даже в кенопрокате не будет, что тут про телевидение говорить. Тут видна и хорошо вкладывается в мозги зрителя очень мощная симпатия к герильерос, а обстановка в кенокартине напоминает нынешнюю российскую, нафига эти проблемы нужны. Потом, правда, фильм провисает, он довольно длинный вообще*, и вся концентрированная ненависть к неправильной жизни размывается тюремными мучениями и злодействами второй волны рафовцев, общее впечатление стирается. Ну, правильно было бы, если бы они там на рекламу прервались или Константин Эрнст срочно вмешался бы.

Хотя, мне кажется, что показывай, что не показывай — хули тут что-нибудь изменится. Потому что по другую сторону экрана — в основном тоже, к сожалению, жопа.

______________
* Из-за ударного начала фильм, верно, и номинировался куда только можно: на Оскар, Бафту и пр.; из-за провисания — пролетел мимо всех премий.

(08.04.2009)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Группировка Баадера-Майнхоф"

оценка: 3.5

Историческая драма, может даже в какой-то мере триллер. Фильм Ули Эдела посвящен основателям западногерманской "Фракции красной армии", террористической организации, которая боролась с Системой. Сама же Система подразумевает под собой, в первую очередь, обывателей, граждан развитых стран мира, которые эти соки жадно и, как правило, бездумно-холодно сосут.

"Фракция красной армии" (RAF) – военнизированная организация. "Городские партизаны", которые сражаются с империализмом (сокососущими) во всех его проявлениях.

Из пацифистов, просветителей, педагогов и так далее эти люди превратились в бойцов. В какой-то момент они осознали, что только силой можно противодействовать силе жестокого, бездушного, условно правового, так называемого демократического государства. Что-что, а силу любое государство на протяжении веков не стеснялось применять. Надо полагать, что ФРГ не являлась исключением.

В конечном итоге участники RAF были сгноены в тюрьме, – это случилось в конце 70-х годов ХХ века. "Симпатизирующие" RAF, как в кавычках так и без (в том числе знаменитые писатели-гуманисты, лауреаты Нобелевской премии вроде Гюнтера Грасса), подверглись жестоким гонениям, что, впрочем, осталось за кадром.

Фильм, как можно легко догадаться из вышесказанного, основан на реальных событиях.

У меня к фильму (к режиссеру) найдется немало претензий. Более-менее (ну, во всяком случае, подробно) обрисован персонаж Ульрики Майнхоф, – ее играет Мартина Гедек.

Картина, кстати, начинается довольно аллегорично, – со сцены на нудистском пляже. Ульрика Майнхоф, на первый взгляд типичная бюргерша, хорошая жена, мать двоих очаровательных детей. К ее мужу незатейливо клеится грудастая блондинка: "Привет, революционер! Зайдешь в гости?" Косвенно задается мотив для Ульрики ненавидеть, хотя и выглядит это довольно надуманно. Но сама тема нудистского пляжа, откровенности, говорит о доверии, которого муж Ульрики совершенно не заслуживает. Конечно, неизвестно, кто кого притащил на нудистский пляж… Но, допустим, для Ульрики обнаженное тело является просто обнаженным телом, которое дышит каждой порой, а для ее мужа обнаженное тело является объектом вожделения. И то, и это – вполне естественно. Однако сознание мужа Ульрики (кстати говоря, издателя довольно радикального журнала, где публикуется Ульрика) находится под воздействием соблазна, легкости, доступности и приближенности. Он моментально проигрывает Ульрике в тонкости чувств, благородстве и, соответственно, проигрывает в симпатиях зрителя. Для него мир – область потребления, для Ульрики мир – место жизни.

Исходя из этого, режиссер пытается обосновать поступки и поведение Ульрики Майнхоф (находится место даже прощению). Может быть, он ошибается, но, по-крайней мере, пытается.

А вот Моритцу Бляйбтрою просто нечего играть, – его Андреас Баадер, один из основателей RAF, напрочь лишен человеческих черт, харизмы и так далее, в связи с чем абсолютно непонятно, что он делает в RAF, а также в заголовке фильма. Плоский, никак не проработанный в сценарии персонаж. Ебанько, если судить по фильму.

И все же фильм стоит отметить положительной оценкой, которой у нас на "Экранке" является оценка "3". И я даже поставлю оценку более высокую. Не только потому, что сделан фильм достаточно динамично, а потому, что вызывает интерес к RAF. Картина реально запоминается и вызывает желание покопаться в статьях, посвященных RAF.

За 70 лет официозного классового сочувствия русские лишились души. Поэтому для современной России чрезвычайно диковинны герои данной истории. Потому что они – подлинные альтруисты. Они хотят поменять мир из чистого гуманизма. Это не озлобленные "деклассированные элементы", которым нечего терять. Это образованные представители среднего класса, из хороших семей, которые могли бы жировать уже только потому, что родились в "жирных условиях"… но они слишком чуткие, чтобы воспользоваться этим и смириться с тем, что живут за счет стран третьего мира. Они — представители пост-индустриального времени, четко сознающие: единственное, что изменилось с начала 19 века, так это то, что индустрия съехала за границы Европы и Америки. "Щупальца мирового империализма" выросли до чужих континентов и крепко обхватили их — спасибо технологическому прогрессу.
Но даже если можно назвать социал-национальным империализмом, то, что государство заботится о своих гражданах, пичкает их силосом и прочим сиднокарбом, – это не избавляет его от ответственности перед остальным миром. Поэтому RAFовцы, например, взрывают базы НАТО, находящиеся в ФРГ, как только США начинает равнять с землей деревни Вьетнама… Они готовы жертвовать собой ради абстрактного счастья абстрактного мира… Фильм мог стать подлинной "древнегреческой" трагедией, но не стал таковой, потому что режиссер побоялся или просто не имел права снимать на такую тему подлинную "древнегреческую трагедию"...

(11.04.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: