Мор:
Рецензия на фильм "Фантагиро 5 / Пещера золотой розы 5"
Эту часть большинство поклонников приключения принцессы по праву ненавидят. "Фантагиро 5" представляет собой настоящую оплеуху всем романтикам мира — принцесса-воительница, на протяжение четырех серий приносившая себя в жертву и рисковавшая ради любви к королю Ромуальдо, без проблем находит себе нового приятеля! Вряд ли имело бы смысл говорить о крахе серии, прежде подарившей мне немало приятных минут, если бы не отличная задумка сказки. Слив в трубу любовную линию, а вместе с ней ясный нимб, окружавший героиню, Бава снял действительно увлекательную историю про мир, в котором еда восстала против людей. Руководит яблоками-каннибалами и адскими вялеными воблами анти-Пиноккио, деревянный солдат Урфина Джюса, поедающий детей. Причем ест он их не просто так — каннибализм позволяет деревянной кукле нарастить сладкую плоть лица и рук. У злодея Безымянного есть мечта — стать, как человек. И он идет к своей цели. Из этого мог бы получиться восхитительный готический фильм ужасов — деревянный злодей летает на черном галеоне, окруженный слугами с лицами-тарелками овощей, и посыпает мукой пойманных в садки детей. Особенно это несбывшееся проявляется в концовке, когда его деревянная рука падает перед ним, поедаемая говорящими червями.
"Раньше вы ели еду, а теперь еда будет есть вас!" — возвещает странноватая колдунья. В ответ все смеются. Но на следующий день уже не дети питаются зеленым горошком, а зеленый горошек — людьми. Яблоки выпрыгивают из корзин, пощелкивая зубами, а торты разевают пасти. При этом еда довольно остроумно изъясняется. Кульминацией ленты я считаю момент, когда варенье из яблок выползает из котла и начинает преследовать гадкого мальчишку, не удержавшегося от того, чтобы перекусить.
Чтобы как-то побороть воинов, люди страны, где никто не сражается, отправляют волшебную траву на поиски героя в другой мир. Один ребенок загадывает, чтобы воин отлично владел клинком, другой — чтобы был находчив и умен, третий — чтобы хорошо готовил, а четвертый — чтобы походил на маму. Понятно, что всем этим требованиям удовлетворяет только Фантагиро. Ее и выдергивают в последний момент из ее мира. Довольно удачно, если учесть тот факт, что Черной Ведьме надоело вместо червей создавать цветы, а снова стать злой она собирается за счет смерти Фантагиро. Чтобы героиня не отвлекалась на мысли о возвращении в свой мир, на нее сажают мозговых слизней пиявок памяти. А тут и мужичок появляется — торговец и проходимец Ариас. Вместе с героями-детьми взрослые отправляются на борьбу с людоедом.
Мозговых слизней, я думаю, подсадили Баве. Именно под их причмокивание он решил снять фильм, который может восприниматься как неплохая сказка только в полном отрыве от предыстории. Зрители предали его анафеме — и были правы. Без старых друзей Ромуальдо и Тарабаса эта штука совершенно не втыкает.
В итоге оценки можно ставить две: если смотреть этот фильм отдельно в качестве детской сказки, то смело можно ставить ему 3-3.5, если же воспринимать его как продолжение истории Фантагиро, то хочется, чтобы его не было.