Удивительный по степени претенциозности фильм. Я надеюсь, такое кино вымерло вместе с мамонтами и больше никогда не потревожит психики прямоходящего. Конечно, ему есть оправдание: в шестидесятых годах искали новые формы во всем, ели для этого разную дрянь и с удовольствием деградировали, выдавая продукты своего распада за новые сверхценности. Несли убогую ерунду с видом гуру, открывающих человечеству глаза. В общем, не делали ничего, что вызывало бы уважение по прошествии сорока лет — за редким исключением. Этот фильм я смело отправляю на ту же свалку экспериментов, но предупреждаю, что при всех его недостатках в нем есть что-то красивое. Нет, не настоящая красота, а такая пафосная, синтетическая, как в танце "Вог". И на том спасибо.
В черно-белом мире контрастов и условностей разыгрывается бредовая история о поэте, но прежде чем нас с ним близко познакомят, сначала нам представляют место действия. Страна Эльдорадо, где правит незнамо кто, находится в состоянии непрекращающейся предвыборной борьбы. Доминирует пока Порфирио Диаз, он резонер, религиозный позер, любитель ритуалов и оргий. Танцует в замке на мраморных полах, или пьет кагор из золотой чаши во славу Народа в окружении процессии из ряженых древних индейцев и древних испанцев. Диаз, видимо, должен олицетворять очарование Зла. При Диазе живет поэт Пауло, эдакий бразильский Маяковский, который существует в какой-то непроходящей горячке, хочет революций, вместо этого пристает к чужим женщинам и за вином и поцелуями вешает им на уши трагическую высокопарную лапшу о восстаниях, предназначениях и душевных метаниях. На красоте зла он воспитан, Диаз его кумир, но у поэта ж нежная душа, требующая справедливости, и поэтому он взбунтовывается и идет искать себе другого кумира, который был бы олицетворением Добра. Таким кумиром становится Фелипе Виейра, очень похожий на веселого импозантного Гитлера. Господин Виейра богат и образован, мыслитель и оратор, и в достаточной степени располагает свободным временем — чем не альтернатива кливляющемуся Диазу? Поэт Пауло вдохновляет Виейру и становится его глашатаем.
Революционер из Пауло — как из говна пуля, потому что он очень слаб духом, и при этом большой фантазер. Жаждущий и страждущий народ, мнимое счастье которого является разменной монетой в политических играх, однажды посмел в присутствии поэта обратиться к президенту с жалобой, мол, вы там обещали, дайте уже нам, пожалуйста. Поэт мчится жалобщика лупить. Лупит и приговаривает: "Тряпка! Мы, вершина партии, боремся за ваше счастье как звери, а вы тут, в низах, должны вообще из штанов выпрыгивать на борьбу! И вместо этого что? Просите? Урроды, на вот тебе, на! Тумаков!" После этого Пауло возвращается во дворец президента и отлично проводит время с Сарой, секретарем и правой рукой Виейры. В общем, между словами, поступками и фантазиями Пауло пролегают бесплодные пустыни, — возможно, именно поэтому в репризах Пауло декламирует свои многозначительные монологи с вершины пусчаного бархана, держа в руках ружьецо и застывая в различных красивых и вычурных позах (не забывайте, что мы сейчас говорим об экспериментальном кино, где возможна любая нелепица).
Заканчивается всё предсказуемо: Пауло разочаровывается в Виейре, считая его слабаком, но попытка вернуться к Диазу тоже приносит разочарование. С тех пор Пауло так и корячится на бархане, не имея ни сил, ни желания, ни воли, ни верности выбрать кого-то и примкнуть к нему навсегда. По мне, так очень хорошо и жизнеутверждающе выглядело бы, если б Пауло в конце застрелился — со всем пафосом, на какой оказался способен фильм "Земля в трансе".
В общем-то, у фильма всего два недостатка, которые прекрасно отражаются обозначенным в первой строчке рецензии жанром картины.
Первый — это политическая драматичность, которая уже тогда, в шестидесятых, смотрелась по-детсадовски. Истории о чуваках, которые верили в идею, а в итоге поняли, что борьба идёт лишь за бабло и власть, устарели ещё где-то веке в восемнадцатом. Да куда там! "Дон Кихот" посвящён уже, в общем-то, именно этой теме. Смотреть на страдания чувака, который хотел как лучше, уже даже в середине прошлого века было странновато. К тому же, фильм, при относительно небольшом метраже, пытается выдать нам насыщенную интригу с кучей действующих лиц, и полной сумятицей в разделе "кто за кого, и кому куда". При этом здорово сбивает с толку то, что у некоторых персонажей — имена реально существовавших людей. Всё время ищешь подвох какой-то.
Второй недостаток — модерн. Любой авангард является авангардом лет пять-десять, а после этого становится умопомрачительным анахронизмом. Все эти кортасаровские стихо-чтения в упадническом антураже публичного дома, и набившая оскомину станиславщина с долгими взглядами и "страданиями на лице". Да, это в шестидесятые любили. Ну и? Где теперь эти шестидесятые?
Прочитав всё вышесказанное, можно решить, что "Земля в трансе" — это нечто совсем неудобоваримое для современного зрителя. Отнюдь. Фильм, на самом деле, вполне смотрибельный, и не лишённый скромного очарования шестидесятнической поэзии. Но по собственной воле я бы его смотреть не стал, а только потому посмотрел, что вы бы знали, как нас тут бьют, вы б только знали, как, как нас тут бьют.
ЗЫ: у чуваков в фильме прикольные пистолеты с пристёгнутым прикладом, как у "стечкина", похожие на маузеры времён первой мировой.
Действие фильма-аллегории происходит в вымышленной стране Эльдорадо, находящейся где-то в Атлантическом океане. На примере Эльдорадо режиссер Глаубер Роша пытается показать, каким образом, с его точки зрения, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна идет политическая борьба и осуществляются государственные перевороты. Однако вскоре выясняется, что его не столько интересует сам механизм, поскольку он показан довольно невнятно, а мотивы, толкающие людей на активную политическую деятельность. Из череды действующих лиц центральным персонажем фильма оказывается поэт Паулу Мартинс, творческая личность. Ну, а как же иначе, — Глаубер Роша тоже творческая личность, Паулу ему ближе, чем столичный сенатор Диаз, который рулит за счет долларовых вливаний из-за бугра, или его оппонент Виейра — провинциальный политикан, "всего добившийся сам". Политическим лидером сенатора сделали доллары и личная харизма. Он — безумен, а безумие привлекательно и заразительно. Его интересуют только деньги и... ну, скажем, богемная жизнь, богемный трэш. Виейру интересует общественная деятельность, политическая карьера.
Паулу мечется между этими двумя лидерами, попеременно предавая то одного, то другого. Но не думайте, что данная история — римейк "Телохранителя" Куросавы. Паулу, конечно, политическая проститутка, однако предает он не ради денег, а ради Идей, ради бесконечного движняка. Для него нет ничего хуже застоя, в связи с этим он ненавидит крестьян, рабочих и прочий плебс за их трусость, покорность. Паулу предпочитает смерть, потому что даже в смерти больше жизни, чем в тусклом и пустом прозябании. Он в равной степени готов убивать других, и готов убить себя. Он легко разочаровывается, но его легко убедить вернуться. И на каждой стороне у него есть баба. Характерно, что Паулу не такой уж и молодой мужик, ему лет под сорок, но он неугомонней, как юнец. Фильм сделан достаточно энергично, но ему не хватает разнообразных драматических перипетий. Он достаточно однообразен. Я бы сказал, что сценарий фильма очень слаб, в связи с чем фильм нельзя считать удавшимся. Утомляют и стихи Паулу, которые то и дело звучат за кадром. Задача любого режиссера — вызвать интерес и сопереживание к герою. Однако, полюбить Паулу не получается: это всего-лишь самовлюбленный болван, жуткий эгоист, "бодрячком пацанчик", однако периодически впадающий то в истерику, то в депрессию. Все их действия — результат спонтанных эмоциональных взбрыков. Психически неуравновешенный, короче говоря, тип. Вот такие люди вершат историю Карибского региона. Вот один пример. Паулу, как гороховый шут, ну или ладно, странствующий бард, вхож в любой двор, к его словам могут прислушиваться как короли, так и слуги. Но подлинной влиятельностью он начинает обладать, когда непостижимым и необъяснимым образом приставляет к ногтю самого богатого человека Эльдорадо, владельца, в частности, независимой газеты и телевидения. Как-то уж очень легко припугнув его (припугнув одними словами), Паулу получает власть над независимой прессой, а следовательно, получает возможность влиять на общественное мнение и выбивать стулья из-под ног сенаторов. Он продвигает Виейру, но когда назревает кровавый переворот и Виейра, испугавшись людских смертей, дает задний ход, Паулу совершает абсурдный, нелогичный поступок. Он, короче говоря, решает умереть. Спрашивается, почему? Паулу разочаровался в Виейра. Для него это такое несчастье, что вместо того, чтобы найти нового виейру и двигать его (или, например, продвинуть себя) он желает убить себя апстену. Идиот и неврастеник!