Режиссер:
Михаил Константинович Калатозов. Сценарий: Роберт Болт, Эннио де Кончини, Михаил Калатозов при участии Юрия Нагибина, оператор: Леонид Калашников, композитор: Эннио Морриконе, Александр Зацепин, продюсер: Франко Кристальди.
В главных ролях: Шон Коннери, Клаудиа Кардинале, Питер Финч. В ролях: Харди Крюгер, Массимо Джиротти, Никита Михалков, Борис Хмельницкий, Юрий Соломин, Донатас Банионис, Юрий Визбор, Отар Коберидзе и другие.
Награды:
В 1972 году фильм номинировался на "Золотой Глобус" в категории "Лучший зарубежный англоязычный фильм". (Победителем стал британский фильм "Воскресенье, кровавое воскресенье", в котором также главную роль сыграл Питер Финч). .
Интересные факты о фильме:
Первые варианты сценария написал Ю. Нагибин, но из-за разногласий с продюсером он отказался от продолжения работы. Сценарий заканчивал итальянский сценарист Эннио де Кончини при участии английского писателя Роберта Болта.
Арктические эпизоды снимали частью в Подмосковье, частью под Ленинградом на берегу Финского залива и частью — в настоящей Арктике, на Земле Франца-Иосифа. Эпилог фильма — образование айсберга — снят у побережья Норвегии.
Для съемок была построена модель дирижабля "Италия" длиной 20 м, которую буксировали с земли на тросах.
Фильм демонстрировался на Западе и в СССР в разных вариантах монтажа и с разными звуковыми дорожками: в советском варианте звучит музыка А. Зацепина, в итальянском — Э. Морриконе.
В фильме роль ледокола "Красин", спасшего экспедицию У. Нобиле, "исполнил" ледокол "Сибиряков".
Ледокол "Святогор" (позднее — "Красин") был одним из многих построенных в Ньюкасле, Англия, для России при самом непосредственном участии Евгения Замятина, писателя, сценариста и инженера.
Сюжет фильма в основном соответствует действительным событиям. Некоторые подробности не отражены (например, не упоминается второй полет Лундборга на льдину и авария его самолета; по фильму Нобиле получил при катастрофе гораздо более легкие травмы, чем в действительности). Полностью вымышлена только линия отношений Мальмгрена и Валерии.
Этот фильм очень интересен самим фактом своего существования: я, например, и не подозревал, что ещё в шестидесятые годы Шон Коннери снимался в советско-итальянских кинокартинах вместе с Донатасом Банионисом и Никитой Михалковым. Вместе с тем, не считая некоторых "русских" эпизодов, картина кажется очень импортной — будто снимали основную часть фильма и эти русские эпизоды разные люди с совершенно разным подходом к кино, как таковому.
"Красная палатка" — добротное кино, как и почти любое кино производства Советского Союза с 50-ых до ранних 80-ых. При этом, как и почти любое кино производства Советского Союза, содержащее элементы отвратительной, бульварной агитки. От этого, в принципе, можно абстрагироваться, игнорируя героических русских, которые "не судят", а спасают, и сосредоточиться на проблематике фильма: чувствах ответственности, долга и вины. Но я не умею так абстрагироваться, извините.
Пересказывать историю, рассказанную в фильме, глупо: любой желающий может открыть энциклопедию и почитать про экспедицию Нобиле. В основном картина очень точна, за исключением некоторых деталей. Ну и, разумеется, в вопросах, оставшихся неясными, авторам пришлось сделать выбор в пользу той или иной версии. К несчастью, выбор этот был (и должен был быть) моральным, а не кинематографическим. Я бы лично с удовольствием посмотрел другую версию смерти Мальгрема: как Цаппи, отпихивая Марьяно, жрёт сырое мясо своего товарища. Но увы. Всё-таки речь шла о конкретных людях, память о которых осталась у их близких; более того, не все участники экспедиции были мертвы: сам Нобиле присутствовал на премьере "Красной палатки".
Главный конфликт фильма — вопросы ошибок при руководстве и ответственности за своих людей — в принципе интересен, но только конкретный случай для него выбран неказисто. Катастрофа "Италии" здесь выбрана только потому, что это было потрясающе резонансное событие, а вовсе не потому, что из всех историй под луной эта — самая интересная. Кроме того, целый пласт реально интересных вещей остался за кадром: например то, что Нобиле был генералом фашистской армии, или те же обвинения Цаппи в людоедстве.
В целом — очень неплохой приключенческий фильм, но всё, что могло бы стать его реальным достоинством, практически напрямую является и его реальным недостатком, поэтому впечатления остаются смешанные.
Мне за последнее время ни один фильм не нравился так, как понравилась "Красная палатка". Она освежает. И это при том, что "Красную палатку" можно воспринимать и как героическое, глубокое кино про драму людей-исследователей, и как эксплотейшн про полярников с участием Клаудиа Кардинале в роли медсестры и Шона Коннери в роли Амундсена. Все дело в том, что фильм с обеих точек зрения сделан блестяще, он трогает не простецкие поверхностные струнки, а более серьезные душевные пласты — он растревоживает жажду исследования, показывает громадную разницу между обывателем и первооткрывателем. Целый спектр характеров в голове Нобиле, целый веер трактовок на историческом материале. К примеру, Нобиле к моменту премьеры фильма был жив и даже посетил ее, хотя с его внутренним миром там обошлись весьма свободно. Сценарий как раз и хорош тем, что на фактическом материале создает мощный художественный.
Меня очень заинтересовала история отношений Нобиле и Амундсена. Оба они принимали участие в полете на дирижабле над Северным полюсом, Нобиле — как конструктор дирижабля, Амундсен — как руководитель группы. После Нобиле работает в Италии при Муссолини и становится лидером собственной группы, которая должна сбросить итальянский флаг на полюс. Понятно, что это еще одна демонстрация мощи страны, мне неизвестно, сколько в этом было амбиций самого Нобиле, а сколько — приказаний начальства, но идея о соперничестве между Нобиле и Амундсеном весьма органично вписывается в сценарий, учитывая их разногласия. И вот Нобиле летит на дирижабле на полюс (на дирижабле! над льдами! на полюс! прекрасно), а дирижабль терпит крушение. И Амундсен отправляется выручать бывшего коллегу. Нобиле спасают, а Амундсен пропадает во льдах. Какая мощь! А ведь эта линия далеко не основная в "Красной палатке". Почему Амундсен отправился его искать? Не мог не отправиться. О чем думал Нобиле, когда дирижабль рухнул? Когда его увезли на землю, а остальные остались?
На фоне фильмов, в которых люди занимаются мелкими вопросами, Калатозов разворачивает такое мощное полотно, такие сильные эмоции и переживания, что остается только присвистнуть. Фильм буквально хватает за глотку. Интересна и форма, которую избрали авторы, — постаревший Нобиле вызывает из глубин памяти образы участников трагедии и заставляет их судить себя. Время проходит, а он все еще бродит по льдине, одновременно сожалея о своих ошибках и наслаждаясь опасностями Севера. Нелинейное повествование, раскрывающее характеры героев и через воспоминания, и через непосредственные действия "духов", захватывает. Впрочем, сама история спасения команды Нобиле, даже изложенная сухим языком, впечатляет — сигнал потерпевших крушение поймал русский радиолюбитель, который передал сведения дальше, и на спасение был отправлен ледокол "Красин". "Красин" застрял во льдах, поэтому часть потерпевших подобрал русский летчик. У меня в голове сразу папкины подводные лодки, мурманское северное сияние и сухой паек, все в героических тонах, а за кадром строки Гейдара Джемаля про Север. Потом Нобиле, кстати, сбежал из Италии в СССР, где руководил созданием отечественных моделей дирижаблей.
Что-то мне подсказывает, что в реальности Нобиле вовсе не был таким сдержанным и мужественным человеком, каким показывает его Калатозов, хотя его инженерные способности не нуждаются в подтверждении. Возможно, он был хорошим инженером, но плохим командиром, взявшимся за непосильное дело, или ему просто не повезло. Нобиле вообще получился у Калатозова не хорошим и не плохим, с льдины улетел первым, хотя должен бы последним, но выглядит настоящим героем. Чтобы оправдать его действия, в сценарии появился легкий шантаж Нобиле увозившим его летчиком. В "Красной палатке" много уступок картинности — китчевые эпизоды с СССР, линия с Викторией, странное поведение команды на льдине, однако все это (за исключением пухлощекой крестьянской девахи с ребенком и эпизода с поиском радиосигнала) совершенно ее не портит. Возможно, сценаристы побоялись оскорбить еще живого Нобиле, поэтому закамуфлировали жесткие вопросы, но в итоге смысл от расследования сместился к более глобальным вещам, к тому, что трагедия не в том, что ты погибнешь на льдине, а в том, что уйдешь оттуда и никогда не сможешь это себе простить.
Отдельно нужно упомянуть о масштабных съемках, о костяке дирижабля, о "живом" леднике в конце, эдакой коде фильма. Жесткая, необъятная красота Арктики, дикого Севера околдовывает. Когда экспедиция взлетает, хочется кричать. Возможность противостояния этой безбрежной опасной земле еще более захватывает. Отличный фильм!
"Красная палатка" — советский блокбастер, точнее говоря, блокбастер совместного советско-итальянского производства, в главных ролях которого заняты звезды мирового кино — Питер Финч, Шон Коннери, Клаудиа Кардинале. Но и постановщик фильма, Калатозов Михаил Константинович, точно так же являлся видной персоной кинематографического мира. Интересно сравнить "Палатку" с блокбастерами начала 21-го века. Сценарная композиция выглядит очень современно, сюжет нелинеен. Фильм начинается со сцены суда. Главный герой, генерал Умберто Нобиле, обвиняется в смертях подчиненных ему людей. Он — руководитель катастрофической экспедиции на Северный полюс и теперь держит ответ. Его показания последовательны, они составляют сюжетную канву фильма. Постепенно раскрываются обстоятельства экспедиции. Отличие "Палатки" от современных блокбастеров заключается в отсутствии супергероев. Вместо них фигурируют "обычные герои", к тому же реальные исторические личности. Физическая сверхсила здесь заменяется сильными характерами, которые выражаются в огромной амбициозности, преданности своему делу и склонности к риску. Но и, соответственно, у героических персонажей фильма гораздо более сильны, нежели у обычных людей, эмоции, более глубоки нравственные страдания. Суд, который идет над Мобиле, — суд мистический. Он длится сорок лет. И свидетели, и обвинители — участники экспедиции, в том числе давно мертвые. Генерал судит себя. Его чувство вины и чувство ответственности настолько велики, что ему никогда не отделаться от призраков прошлого.
Красиво снятый визионерский фильм. Такой фильм вполне мог снять Ингмар Бергман, если бы захотел снять блокбастер, только вряд ли он получился бы настолько зрелищным. А вот у Калатозова еще в "Летят журавли" визуальная составляющая фильма была необыкновенно сильна. Так что сомнений не было, кому из советских режиссеров надо снять "Красную палатку". Тем более, что Бондарчук в то время был занят битвой при Ватерлоо...