Режиссер:
Баз Лурман. Сценарий: Стюарт Битти, Баз Лурман, Рональд Харвуд, Ричард Фланаган, Оператор: Мэнди Уокер, Композитор: Дэвид Хиршфельдер, Продюсеры: Дж. Мак Браун, Кэтрин Кнэпмэн, Баз Лурман.
В главных ролях: Хью Джекман, Николь Кидман, Брэндон Уолтерс. В ролях: Дэвид Уэнхам, Ши Адамс, Эдди Бару, Брайан Браун, Тони Бэрри.
Награды: Film Critics Circle of Australia Awards — лучший оператор. Satellite Awards — лучший художник, лучший оператор, лучшие визуальные эффекты..
Интересные факты о фильме:
Главную мужскую роль должен был сыграть Рассел Кроу. Но поскольку "ХХ век — Фокс" с целью сокращения расходов решили урезать Кроу гонорар, артист моментально покинул проект.
В фильме снялось более 1500 диких лошадей. А еще говорят, что дикие лошади на планете Земля вымерли.
Фильм снимали 9 месяцев.
В картине должен был сыграть Хит Леджер, но он предпочел роль Джокера в "Темном рыцаре".
В сценах с японским авианалетом использовался отснятый материал со съемок "Тора! Тора! Тора!" (1970).
Стомиллионный бюджет фильма разросся до 150 миллионов.Версия для печати
Трудно было ожидать чего-то хорошего от фильма с таким претенциозным, масштабно-континентальным, географически-политическим названием. Тем более, что накануне я посмотрел фильм Гаса Ван Сента "Харви Милк", – тоже, кстати, пугающее название. "Иосиф Сталин", "Владимир Путин", "Генри Форд"… Говоря словами героини фильма "Беззаботная": это не для меня. И если уж такой "неформал" от кино как Гас Ван Сент снял совершенно стандартный заунывный байопик, то чего ждать от других?
Но знаменитый постановщик мюзиклов Баз Лурманн оказался молодцом. С первых куплетов кадров стало понятно, что Лурманн решил не наступать на горло собственной песне. "Австралия" — живая и красочная оперетта, в которой, правда, стараются петь как можно реже. Точнее говоря, эта привилегия дается только одному герою, но о нем – позже.
Коротко о сюжете. Он незатейлив, но строен и логичен. В сюжете фигурирует английская леди, которая приезжает в Австралию, чтобы заставить мужа, торчащего на зеленом континенте уже несколько лет, продать ранчо и вернуться на родину. Но сэр Эшли незадолго до приезда оказывается убит, потому что накануне II Мировой войны бизнес в Австралии велся так же, как он велся в России на протяжении 90-х. Между Сарой и гуртовщиком Дровером завязывается роман, подогретый горячими ветрами пустыни, тяжелыми испытаниями и бутылкой рома. Однако, самый важный персонаж сюжета – мальчик-метис Нуллах, который также является и рассказчиком. Ну просто-таки классический герой новеллистов 19-го века – деклассированный сирота. Если взрослым героям фильма удается многое, то парню не удается ничего: ни отправиться в “walkabout”, ни остаться на ранчо. Это, безусловно, наиболее печальный и наиболее поющий (австралийский аналог негра-блюзмена) персонаж картины. Через сострадание ему Баз Лурманн сострадает всем аборигенам Австралии.
В фильме достигается интересный эффект: "дикий запад" здесь соседствует с началом пост-индустриальной эпохи. Дело в том, что жанр вестерна традиционно предполагает наличие технического прогресса, соответствующего викторианской эпохе. С одной стороны индейцы с луками и стрелами, а с другой стороны – паровозы, или, как минимум, дилижансы с пассажирами, вооруженными кольтами. Что касается "Австралии", то здесь одна из сторон делает скачок на полвека вперед, и здесь уже фигурируют не паровозы, а крейсера на дизельном ходу и бомбардировщики на керосине. Хотя в целом "белый" антураж фильма самый что ни на есть вестерно-классический: ковбойские шляпы, карабины, салуны, чернокожие слуги. Лурманн круто мифологизирует реальность фильма. Если в США "дикий запад" кончился сто лет назад, то в Австралии – лишь во время Второй мировой войны.
Кстати, Николь Кидман успела сняться и в "настоящем" вестерне, американском. Это был "Far and Away" Рона Хоуарда, где она играла на пару с Томом Крузом. Сравнение напрашивается сразу, и сравнение будет не в пользу фильма Хоуарда. Конечно, "Far and Away" – фильм чудовищно скучный, но какой вестерн без этого греха? Речь о другом. О климате. Фильм Ховарда красочный, но все-таки он уступает по живописности фильму Лурманна (и вообще "Австралия" легко уделывает по этому параметру американские вестерны). Казалось бы, Австралия – не страна, а сплошная пустыня, но все-таки, бывает, по весне и пустыня расцветает. А может быть, дело в том, что Лурманну удалось создать удивительно теплый фильм. Такое ведь тоже иногда бывает. Хотя вестерны никогда не бывают теплыми, тем более, если это суровые североамериканские вестерны. Даже такому природоведу как Терренс Малик не удалось избежать этого проклятия в "Новом свете"… А Лурманну удалось.
Может быть, так и есть, все дело в проклятии. Американцы истребили коренное население, а австралийцы – нет. Есть чем гордиться. Правда, исповедальность в таком случае уже не канает, – "Австралия" же, типа, посвящена "потерянным поколениям" метисов. А помните, как красиво исповедовался Кевин Костнер в "Танцах с волками"…
Картина "Австралия" База Лёрмана у меня в голове чётко поделилась на две части. Условно можно назвать их так: "часть, где Баз Лёрман на время забыл о своей Гениальной Задумке, и снимал кино" (это первая половина фильма), и "часть, где Баз Лёрман вспомнил о своей Гениальной Задумке" (вторая половина).
Гениальная Задумка База Лёрмана, с которой он подошёл к этому, мягко говоря, масштабному проекту, заключается вот в чём: снять абсолютное, заебическрое, супер-сбивающее с ног кино – национальную идею Австралии. Вот такая, ни много ни мало, была у База Лёрмана Гениальная Задумка. Естественно, как вы понимаете, снять с такой задумкой что-то пристойное нет просто никакой возможности. Одна надежда – что автор, хотя бы на время, забудет о своей Гениальной Задумке, и начнёт незадачливо лепить кино. Надежда отчасти оправдавшаяся.
Первая половина "Австралии" — один из самых весёлых и захватывающих фильмов года. История про английскую леди, приехавшую в дикий буш на край Земли, чтобы гонять через пол-страны стада коров, интересна, увлекательна, не лишена юмора, и с потрясающим патриотизмом снята. Отличная история, чё там. Если бы после её окончания на экране появилось слово "конец", я уверен, фильм оказался бы в моём личном итоговом топе. Но увы.
В середине фильма Лёрман всё-таки вспомнил о своей Гениальной Задумке, что, как вы понимаете, резко снизило качество экранного действия. Лёрману вдруг начисто изменило чувство меры – каждая последующая сцена выглядит до того вымучено (а центральный, стыкующий кусок из разряда "прошло десять лет" — до того надумано), что смотреть это совершенно невозможно.
В итоге, с трудом продравшись сквозь всю эту мелодраму, Лёрман дорвался до главного куска произведения – Эпического. Ну, там, бомбардировка, дети в опасности, борьба бобра с ослом, и так далее. Причём чувство меры к нему так и не вернулось: практически каждая сцена в Эпическом куске – кульминационная. То есть решительно после каждого дубля привыкший к нормальной экранной динамике зритель ждёт титров. А их всё нет. Вместо них – следующая кульминационная сцена. Затем – ещё одна. И так далее. Подобным образом снимаются некоторые, наиболее бойкие телесериалы, вроде "Затерянных" или "Побега из тюрьмы", но там это делается в расчёте на рекламу каждые 15 минут. За время рекламного блока зритель успевает расслабиться, и его снова надо собрать. В кинотеатре же, ясен перец, никакой рекламы не было, поэтому приходилось, превозмогая себя, дожидаться конца сквозь невозможно длинную кульминацию.
В конце концов фильм, конечно, закончился, совершив в последние десять секунд идейный кульбит, резко испортивший мне настроение.
Вообще, помимо чудовищной динамики второй половины фильма и сценарных дыр (что, в принципе, можно картине простить, так как на каждую уродину, как известно, найдётся свой любитель), кульбитов, портящих настроение, в фильме два.
Первый – это стрёмный, говоря откровенно, выбор исторического эпизода, на фоне которого разворачивается действие. Для Великого Эпического Полотна О Героизме Народа Австралии Лёрман умудрился выбрать несуществующий факт – вторжение в Австралию японцев. В 1941 году, связанная по рукам и ногам неожиданным масштабом военных действий против США, Япония приняла решения не вторгаться в Австралию (это можно найти в любом учебнике истории). Баз Лёрман, конечно, выкрутился – сказал, что апельсины приносил японцы у Лёрмана вторгались совсем чуть-чуть (минут семь экранного времени), что, как известно, не считается, а во-вторых, они вторгались не в саму Австралию, а как бы на остров, на котором как бы случайно оказались как бы все персонажи фильма. Но сам тот факт, что Лёрман не смог выбрать более героического эпизода из истории Австралии, чем несуществующее вторжение, настраивает на сильно пессимистический лад, и ставит вопрос о том, было ли в истории Австралии вообще хоть что-то, к чему можно пристроить эпитет "героический".
Второй (финальный) кульбит, портящий настроение – это сверх-идея картины, которая была озвучена за несколько секунд до конца. Заключается она в том, что каждый завоеватель, который приехал на чужую землю, если он там вырастил коров, перегнал их к побережью, и подвергся японской бомбардировке, теперь с полным правом может назвать эту землю своей. Я отлично понимаю бич всех "кочевых народов" во главе с американцам – не имея собственных корней они, как могут, стараются обосновать своё право на корни чужие. Даже если "местных" вышеуказанный кочевой народ перебил, отселил в бантустаны или устроил им расовую сегрегацию с воровством детей у матерей. Но когда из приличной, в общем-то, картины пытаются сделать дешёвую агитку: "да, молодец, ты тут давно коров пасёшь, так что теперь это и твоя страна тоже, гордись, блять!" — у меня портится настроение.
Испорченным настроением с вами делился Дядька Димка.
"Австралия" четко делится на две части. В первой находятся настоящие приключения, пересечение континентов, смешная тяга леди к варвару, дурацкая этника в лице большеглазого парня и очень много умопомрачительных австралийских пейзажей. Лурман так наивно и размашисто подает всю эту чепуху, пресечение социальных табу, соединение нежных дамских рук и бычьей шеи из "Мартина Идена" Лондона, что это в каком-то смысле обескураживает. Вторая часть — безудержное, бесстыжее вранье. Это как полет фантазии совсем потерявшего меру автора женского романа, когда он, не стесняясь, забывает о любой правдоподобности, все добавляя и добавляя, помещая героев из одного напряженного момента в другой, наддавая, колотя по литаврам, устраивая похищения, таинственные искупления и грохот. Причем если бы Баз это просто так сделал, увлекаясь, было бы понятно, но "Австралия" разламывается на том месте, где варвар устает от скучной в быту женщины, желающей решать за него, и уходит в долину. В общем-то, невооруженным глазом видно, что это конец. И что титры "Конец" должны быть еще до этого, ведь зритель не на "Дорогу перемен" пришел, а на веселую "Холодную гору".
Вместо этого происходит вещь, которая заставила меня вспомнить фильм "Хвост виляет собакой". Что сделать, если президента прямо перед выборами застукали с практиканткой? Конечно, устроить войну! И Баз Лурман натравливает на Австралию сонмища злых японцев, ведь только лишения могут заставить его героев желать. Что тут начинается! Он умер! Она умерла! Но никто не умер! Содомия и падение вавилонской башни на голову. Это так по-идиотски, что вызывает ступор, а добивает неуместный материнский инстинкт Кидман. Хотя в момент многочисленных смертей теплится мысль, что происходящее — врезка-воспоминание о "Ромео и Джульетте". Но если "РиД" был цельным, стильным и дерзким фильмом, то "Австралия" — сказка на ночь для сентиментальной бабушки, страдающей синдромом Альцгеймера.
Интересно, что собственно об Австралии в фильме нет совсем ничего. Аборигены (в каком-то слащавом политкорректном изображении), пейзажи, стада прекрасно вписываются в экзотический фон, необходимый крупному блокбастеру (и все это очень красиво), но и только. Т.е. если камера чуть повернется — в кадр войдет турист и ларек с товаром, от которого отошел абориген.
В такой ситуации фильм могло бы спасти окончательное превращение в фарс и появление во главе взвода японцев Такеши Китано, что предложил один из наших читателей. Впрочем, стадо быков у обрыва сделано сногсшибательно. А иначе оценка моя была бы — 2.5
Когда Николь Кидман летит на родину в Австралию, когда вам говорят что-то об угнетении абригенов и предупреждают, что скоро жахнет Перл Харбор, вы настраиваетесь на что-то эпическое, или по меньшей мере серьезное. Что-то, что хотя бы напоминало "Далеко-далеко". Вопреки ожиданиям, вам приходится окунуться в приключенческую комедию с элементами мистики – будто смесь "Мумии" с "Индианой Джонсом", но мочить шуточки будет не Харрисон Форд, а красавица Николь. Удивительно, с какой легкостью эта женщина влезла в шкуру комедиантки, и какие сильные сомнения вызывает ее способность из этой шкуры вылезти… Кидман играет Миссис Босс, английскую аристократку со смешной походкой и хлыстиком, которая самонадеянно отправляется в Австралию, чтобы продать там ранчо и забрать домой отбившегося от рук мужа. Австралия ужасна: там сплошная пустыня, в кабаках дерутся волосатые пьяные мужики, кругом пылища и грязища, белые люди в меньшинстве, манеры у всех оставляют желать лучшего, вернее – отсутствуют, мир жесток и неприветлив к красотке. Все эти неудобства Кидман обыгрывает в хрестоматийных комедийных традициях, не унимаясь и впоследствии. Главной героиней в фильме является все же не она, а мальчишка-абориген, от лица которого ведется повествование. Мальчишкин дедушка – местный колдун, он ходит голый, рисует на себе глиной и все время стоит на одной ножке. Дедушка научил мальчишку магическим образом "припевать" животных и силы природы, и растил бы его дальше в свое удовольствие до того времени, когда пришла б пора отправиться в вокабаут, но за мальчишкой-полукровкой на континенте ведется настоящая охота. Дурные белые люди держат полукровок в изоляции – чтобы белым отцам не было повода краснеть за свои ошибки, правда, исторически причину разделения трактуют иначе. Во время своих прогулок с дедушкой мальчишка становится свидетелем убийства владельца ранчо: того самого загулявшего мужа, за которым едет Миссис Босс. Пресловутое ранчо связывает судьбы всех главных персонажей: там живет мама мальчика, служанка-аборигенка, и его отец, опереточный гад приказчик Флетчер, терроризирующий всех вокруг и ведущий двойную игру. Туда прибывает Миссис Босс в сопровождении погонщика скота и его команды. Хотя ее целью было продать чертово ранчо и вернуться в Англию к своим лошадям и лужайкам, в мгновение ока все меняется: муж мертв, коров ворует конкурирующая организация, двойная бухгалтерия, Флетчер уличен и уволен, мальчишка почти усыновлен, и Миссис Босс цепляется за штанину событий хваткой борзой собаки, желая восстановить справедливость и утереть носы, попутно потрудившись и сорвав куш. Все было бы прекрасно, если бы события не сопровождались изрядным количеством смертей – более или менее трагических. Эти смерти как будто нарушают общий строй фильма, и его уже невозможно становится отнести ни к комедии, ни к приключениям, ни к мистике, ни к драме – он превращается в солянку, призванную удовлетворить огрубевшие вкусы едока и не претендующую на лавры какого-нибудь бланманже. Будучи сторонницей легкого кино, я растерялась на этот раз – в "Австралии" нет ничего особенного, но при этом она какая-то неудобоваримая. Что не так? Для кого этот фильм? Мне не пришло бы в голову его пересматривать, и я не представляю, кому бы пришло. В нем есть все линии, они текут, пересекаются, имеют логику, начало и конец, но от просмотра не остается ни удовлетворения, ни подъема, ни ощущения генеральной идеи. Только ощущение куда-то мило проебанного времени.