Режиссер:
Кадзухико Хасэгава. Сценарий — Кадзухико Хасэгава, Леонард Шредер по роману Шредера, оператор — Тацуо Судзуки, музыка — Такаюки Иноэ.
В главных ролях: Кэндзи Савада, Бунта Сугавара, Кимико Икэгами. В ролях: Юнноскэ Ито, Хидэаки Исуми и др.
Награды: кинофестиваль в Иокогаме — лучший режиссер, лучший фильм (1980) Kinema Junpo Awards — лучший режиссер (1980) кинопремия "Майнити" — лучший режиссер, выбор читателей (1980).
Интересные факты о фильме:
- в момент, когда происходит нападение на ядерную электространцию, используются звуковые эффекты из игры Space Invaders, которая была очень популярна в Японии.
- снят по роману оскароносного американского сценариста Леонарда Шредера. Он сам адаптировал текст вместе с режиссером, оставшись в Японии после "Якудзы".Версия для печати
Мор:
Если мне суждено стать матерью, я хочу родить атомную бомбу
Если проводить аналогии, то можно сказать, что это японский "Бойцовский клуб", чье сияние несколько приглушено временем выпуска. Молодой, наглый школьный учитель собирает из подручных материалов атомную бомбу, ограбив ради этого ядерную электростанцию. Требований к моменту окончания работы у него никаких нет, поэтому он просит отменить рекламу на бейсбольных матчах, называя себя девятой ядерной державой. Ему не нужны деньги, вообще непонятно, что ему нужно (ради того, чтобы выяснить это, он устраивает опрос на радио), а разговаривать он соглашается только с консервативным полицейским, которого играет Бунта Сугавара. Лирика, драматизм и бунтарский посыл, осмысление проблем поколения и необычная мелодрама в одном флаконе. Думаю, такое разнообразие составляющих и обеспечило фильму большой успех.
Главный герой фильма — настоящий неформал, учитель, обладающий знаниями, которые обычно приносят засиженный мухами кабинет и толпу зевак-учеников. Но он обращает теорию в практику — и результат превосходит ожидания. В общем-то, Девятый — это более ранняя ходячая надежда для офисных работников, которым Тайлер Дерден рассказал про искусство получения правильного мыла. Фильм невероятно крутой еще и за счет того, что сочетает юмор, экшн, мягкую меланхолию с глубоким взглядом внутрь поколения. Девятому противостоит полицейский, которому симпатичны действия новоявленного террориста. Бунта Сугавара крайне выразителен в данной роли — это насмешливый, но жесткий, хваткий коп, умеющий, когда надо, пустить в ход запрещенные приемы. Но его симпатия не должна сбивать с толку — эта старая ищейка умеет отбрасывать личные эмоции в погоне за преступником. Тандем Девятого-копа получился отменным — тут и разница характеров, и интрига. Учитель ребячлив, но весьма умен, так что так просто поймать его не получится. В "Человеке..." есть нереалистические элементы, он захватывает и плывет, заставляя повторять путь по созданию бомбы до мелочей. Он как будто погружает в мир жующего жвачку Девятого, шатающегося по улицам в надежде сообразить, что делать дальше.
Теодор Качински, рассылавший взрывные устройства по разным адресам, писал в манифесте Унабомбера о том, что люди не имеют возможности управлять в своей жизни хоть чем-нибудь, поэтому и получают многочисленные неврозы. Девятый наслаждается даже не фактом власти, а тем, что ему удалось с помощью собственных рук кардинально поменять картину мира. Ему нравится то, что он сделал. Он врывается в мир власти с блестящим шаром бомбы в руках, надеясь выйти на площадь соперничества между сильными. Он находит точку приложения сил, приносит нечто принципиально новое ("I made my little beauty!"), но дождаться честного договора или соперничества ему не удается — как и следует ожидать, тот, кого главный герой выбрал своим соперником, остается всего лишь защитником общественного спокойствия, лишенным авантюризма, воображения, мысленной манипуляции крупными категориями. Но режиссер избегает классического вывода о невозможности такого переворота — герой не отказывается от оружия и не взрывает бомбу как акт возмездия, но все равно остается внутренне раскрепощенным. Медленная гибель от радиации, но с рычагом в руках, гораздо лучше сдачи. Верность госпоже атомной бомбе. Смертельный ключ к внутренней свободе.
Пожалуй, это лучший фильм из тех, что я посмотрела в прошлом году.