Режиссер:
Роберт Россен. Сценарий: Сидни Кэрролл, Роберт Россен (по роману Уолтер Тевиса), Оператор: Юджен Шуффтан, Композиторы: Кенион Хопкинс, Дэн Терри.
В главных ролях: Пайпер Лори, Пол Ньюмен, Джеки Глисон . В ролях: Джордж К. Скотт, Майрон МакКормик, Мюррэй Хэмилтон, Майкл Константин, Джэйк ЛаМотта.
Награды: 2 "Оскара" — художник-постановщик (ч/б), оператор (ч/б). BAFTA — лучший фильм, лучший иностранный актер (П.Ньюмен). National Board of Review, USA — лучший актер второго плана (Дж.Глисон). Laurel Awards — лучший оператор (ч/б), актер в драме (П.Ньюмен), актер второго плана (Дж.Глисон). Mar del Plata Film Festival — лучший актер (П.Ньюмен). New York Film Critics Circle Awards — лучший режиссер. Гильдия американских сценаристов — лучший сценарий к фильму в жанре "драма".
National Film Registry.
Интересные факты о фильме:
Все бильярдные удары Ньюмен и Глисон делают сами. За исключением одного — когда биток отправляет два шара в один и тот же карман.
В сцене, когда Быстрый Эдди готовится к поединку с Жирдяем из Миннесоты, его менеджер садится напротив плаката с изображением Вилли Москони, 14-кратным чемпионом мира по бильярду (с 1941 по 1957 г.г.). Через 10 минут будет камео этого самого Москони.
Вместо Ньюмена в фильме могли сыграть Клифф Робертсон и Джек Леммон.
Фильм занимает 6-е место в списке 10 лучших фильмов в "спортивном" жанре, опубликованном Американским киноинститутом.
В роли бармена снялся знаменитый боксер Джек ЛаМотта.Версия для печати
Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм "Король бильярда / Ловкач / Мошенник"
Производственная драма, посвященная одному из видов фриланса,— профессиональному бильярду. Пол Ньюман играет (и играет блестяще) молодого каталу по произвищу Быстрый Эдди, который пытается уделать лучшего бильярдиста Америки — Толстяка из Миннесоты. Широкоэкранный фильм снят в черно-белом цвете — Роберт Россен намеренно дезавуирует краски, погружая зрителя в мрачноватый мир бильярдных, где настоящая жизнь начинается только ночью, где идет игра на большие деньги, клубится табачный дым и литрами льется бурбон. Эдди и его менеджер Чарли прибегают к мошенничеству, чтобы скопить необходимую сумму для игры с Толстяком. Они колесят по стране, останавливаются в маленьких бильярдных, Эдди нажирается виски и проигрывает Чарли пару сотен долларов, показывая себя перед публикой полным лохом. А потом, когда Чарли уходит, влегкую переигрывает доверчивых и жадных посетителей.
Эдди проигрывает Толстяку из-за неопытности, из-за чрезмерной азартности, из-за любви к выпивке. Он бросает Чарли и уезжает, чтобы начать жизнь заново. Новая жизнь Эдди точно так же связана с бильярдом, но в ней появляется еще один важный персонаж, — хромоногая Пайпер Лори. Достаточно утонченная женщина, пописывающая рассказы, но, к сожалению, дружащая с алкоголем. Она является светлым пятном в жизни Эдди, а также "закадровым комментатором" для зрителя. Она раскрывает тлетворную суть коммерческой игры, пытается быть кем-то вроде ангела-хранителя для Эдди. Но всё это жалкие и драматичные попытки. Игра ломает игроков и тех, кто окружает их. Сюжет приобретает остроту, когда появляется демонический менеджер Берт Гордон, знающий игру и игроков "от" и "до". Он влиятелен, богат, цепок, беспринципен и... мёртв, по мнению Лори. В Эдди сохранилась внутренняя чистота, игра еще не высосала его до конца, поэтому Лори продолжает любить его.
Берт рассчитывает обогатиться за счет Эдди и предлагает ему контракт: 75% от любого выигрыша должны уйти Берту, 25% — Эдди. Отлично чувствуя в Берте гнильцу, Эдди отказывается от его услуг, заявляя, что самостоятельно накопит деньги для нового поединка с Толстяком. Но не тут-то было. Берт пользуется своим влиянием, и когда Эдди заходит в одну из захолустных бильярдных, местные любители, проиграв сотню баксов, ломают ему пальцы. "Здесь нам каталы не нужны". Профессиональный бильярд — дело трудное, опасное, жуткое. Ни тебе медицинской страховки, ни профсоюзов, ни защиты со стороны закона. Только мастерство, желание побеждать, да надежда на честность партнера. Довольно свинский, холодный и циничный мир, где то и дело происходят маленькие и большие трагедии. Чтобы вырвать человека из порочных объятий этого сатанинского мира необходимо чисто христианское самопожертвование, на что и решается Пайпер Лори. И оказывается, что производственная спортивная драма "Ловкач", как ни крути, фильм о любви.