Режиссер:
Дэвид О. Расселл. Сценарий: Дэвид О. Расселл (по сюжету Джона Ридли), Оператор: Ньютон Томас Сигел, Композитор: Картер Бёруэлл.
В главных ролях: Клифф Кертис, Джордж Клуни, Марк Уолберг, Айс Кьюб, Спайк Джонз. В ролях: Нора Данн, Джейми Кеннеди, Саид Тагмауи, Майкелти Уильямсон, Холт МакКэллани.
Награды: Broadcast Film Critics Association Awards — прорыв года (Спайк Джонз). Boston Society of Film Critics Awards — лучший фильм, лучший режиссер. Political Film Society, USA — PFS Award..
Интересные факты о фильме:
В сцене пытки Троя электротоком, по Марку Уолбергу пускают настоящий электрический разряд.
Эклектичный, но невероятно крутой экшн. Меня вообще-то не слишком интересуют боевики, но этот фильм, где экшн расцветает сатирическими, комедийными, драматическими полутонами, – просто бомба. Классический сюжет об "искателях приключений" приобретает злободневность, как только переносится на земли Кувейта. Начало 90-х. США только что подписали мирный договор с Ираком. Трое бойцов-резервистов, которых возглавляет майор спецназа Гейтс (Джордж Клуни) отправляются в самоволку. Дело в том, что данные резервисты нашли карту с бункерами Саддама Хуссейна, где, вероятно, хранится похищенное Ираком кувейтское золото. Они рассчитывают, что авторитет американской армии позволит им зайти в охраняемый бункер и спиздить золото без единого выстрела. Одним словом, "какое небо голубое, мы не сторонники разбоя". Небо действительно выглядит необычайно голубым, а пустыня необычайно выжженной, — благодаря использованию пленки "Эктахром".
Авантюристам приходится побороться со своими моральными качествами, когда на их глазах солдаты Хуссейна начинают гнобить местных жителей, сопротивляющихся "режиму Хуйссейна". Им неприятно от мысли, что иракская оппозиция понадеялась на помощь США, а те умыли руки, оставив их самих разбираться со своими бедами. Но здесь нет США, здесь есть только они – уже нарушившие военные законы США. Им предстоит сделать выбор самостоятельно, без приказов свыше. И герои фильма совершают еще одну "ошибку": нарушают перемирие. И оказываются вне закона со стороны Ирака.
Дальше вниманию зрителя предлагается маленькая локальная война, где четыре американца (правда, один из них сразу попадает в плен) и повстанцы сражаются с иракскими солдатами, которых американцы сами же и научили вести боевые действия (а также допросы с пытками), – это было, когда Ирак воевал с Ираном, а США выступали на стороне Ирака.
Фильм удивителен тем, что среди задорного и беспрестанного мочилова (фильм частично снят в клиповой манере) убедительно и рельефно проступают серьезные вещи: бардак, царящий в американской армии, лицемерие начальства; жуткая ангажированность якобы независимого телевидения; "относительная" невиновность участников войны и "абсолютная" виновность тех, кто ее развязывает ради стабильности, а на самом деле… (иракский солдат втискивает между зубами пленного Троя компакт-диск и заливает ему в глотку нефть)…
Иногда диву даешься, с каким мастерством иным режиссерам удается совместить в одном фильме захватывающие военные приключения с антивоенным пафосом. Ведь, по идее, при столкновении материи с антиматерией должна происходить аннигиляция, а здесь получается качественный и даже, не побоюсь этого слова, высокохудожественный продукт. Похоже, такого мы еще не видели.
P.S. В фильме снялся Спайк Джонз, молодой режиссер-интеллектуал, прогремевший в том же году с картиной "Быть Джоном Малковичем". Он играет придурка, который никогда не учился в школе, и потому пошел в армию.