Гарольд молод, мрачен, инсценирует самоубийства перед богатой и равнодушной матерью и отлично одевается. Мод — инфантильная, жизнерадостная и гиперактивная old lady, которая угоняет машины, позирует художнику ню и которой скоро стукнет 80. Они оба любят посещать похороны, хотя и по кардинально разным причинам: он видит в похоронной церемонии намек на значительность, она — то, что жива, а мир все еще весел. В итоге одинокий Гарольд заинтересовывается странной старушкой, подвозит ее на своем катафалке, это становится "началом прекрасной дружбы", а потом очевидно, что эта старая кошелка — единственная, кто ему интересен.
Очень крутая история, во-первых, за счет исполнителя роли Гарольда, во-вторых, за счет сценок, которые разыгрываются дома у Гарольда, в-третьих, за счет того, что режиссер не постеснялся соединить несоединимое. Да что там — там даже есть сцена, когда Гарольд просыпается утром рядом с Мод, счастливый, как сволочь, и пускает мыльные пузыри над постелью, пока старушка дремлет рядом. Особенно впечатляет момент, когда мать решает женить сына, чтобы он образумился и перестал то висеть в петле, то разбрызгивать кровь по стенам, хотя Гарольд хочет совсем другого — настоящего внимания, соучастия, а не светского холодного общения. В дом начинают приходить разнообразные барышни, каждая из которых по-своему чудовищна. Присутствует очень тонкая сцена, когда одна из них оскорбляет мир не неучастием и бегством, а как раз своим участием — начинающая актриса (тм), увидев, что Гарольд "совершает сэппуку", надеясь ее спугнуть, с манерным визгом и конвульсиями падает рядом, давая сельского "Гамлета". После этого пути назад нет — становится совершенно очевидным, что Мод — единственный здравомыслящий человек, глоток воздуха в аду, где живет Гарольд.
"Гарольд и Мод" хорош тем, что это не идеализированная история. Т.е. совершенно понятно, что это история сугубо конкретная, ее нельзя обобщить, спроецировать на всех сидящих перед экраном. Она — только про Гарольда и Мод, за счет чего приобретает эстетическую ценность рассказа, а не шаблона. В других условиях жизни Гарольд вряд ли обратил бы внимание на Мод, но его жизнь — это жизнь протестующего затворника, который спутал свою клетку с миром вообще и теперь грезит его окончанием. Гарольд из бледного привидения, сидящего на кресле со сложенными руками, на глазах расцветает, избавляется об белой пудры и улыбается так, что это завораживает. Восьмидесятилетняя леди делает из мрачного, эксцентричного пажа мужчину, позволяет ему познать вкус жизни. Она далеко не идеал, но она — лучшее, что с ним происходило. В итоге фильм смешон, немного трогателен, драматичен и по-житейски забавен.
Еще в "Гарольде и Мод" есть потрясающая эротическая сцена, которая пополнила мой список. Это момент, когда Гарольд трогает какую-то деревянную инсталляцию в доме Мод. А еще там есть комически совершенные увещевания психиатра и священника (дадада), который говорит про СМОРЩЕННУЮ ПЛОТЬ. Фильм состоит из небольших кусочков, каждый из которых можно с удовольствием пересказывать. Его отличает и стиль, основательность, какая-то собственная личность.
Отдельным плюсом фильма является его концовка. В таких историях очень легко сфальшивить, наддать слащавых нот. Режиссер не попался в эту ловушку, покончив с происходящем крайне логично, справедливо и не без некоторого юмористического изящества. Все-таки Мод не была бы интересной, если бы соблазнялась миражами. Стопроцентная рекомендация к просмотру, потому что таких фильмов крайне мало на свете.