Средняя оценка:
1945. США. 101 минута.
Жанр:
драма.
Режиссер:
Билли Уайлдер. Сценарий: Чарльз Брэкетт, Билли Уайлдер (по роману Чарльза Р.Джексона), Оператор: Джон Ф. Сайц, Композитор: Миклош Рожа.
В главных ролях: Рэй Милланд, Джейн Уаймэн, Филлип Терри. В ролях: Ховард Да Силва, Дорис Даулинг, Фрэнк Фэйлен, Мэри Янг.
Награды:
<strong>4 "Оскара"</strong> — лучший фильм, режиссер, сценарий, актер (Р.Милланд). <strong>МКФ в Каннах</strong> — Гран-При, лучший актер (Р.Милланд). <strong>3 "Золотых глобуса"</strong> — лучший фильм в жанре "драма", режиссер, актер (Р.Милланд). <strong>National Board of Review, USA</strong> — лучший актер (Р.Милланд). <strong>New York Film Critics Circle Awards</strong> — фильм, режиссер, актер..
Интересные факты о фильме:
Первый фильм, в котором использовался электронный музыкальный инструмент терменвокс, разработанный в 1919 году русским изобретателем Л.С.Терменом. Терменвокс генерирует мерцающие плавающие звуки, и впоследствии этот инструмент звучал практически во всех американских фантастических фильмах 50-х годов.
Советники студии предупреждали Милланда, что этот фильм может похоронить его карьеру. Но актер проявил бесстрашие.
Вместо Милланда главную роль мог сыграть Кэри Грант.Версия для печати
Первый американский фильм, посвященный алкоголизму. Нет, не так: первый американский фильм, посвященный проблеме алкоголизма. У создателей были сомнения, стоит ли снимать подобный фильм, но премии "Оскар" за лучший сценарий и лучшую мужскую роль доказали, что сомнения были беспочвенны.
Главный герой картины — алкоголик Дон Бирнэм, подбирающийся к возрасту Христа. Последние пять лет его жизни посвящены ежедневному поиску бухла. Ко счастью, у него есть старший брат Вик, который преуспевает настолько, чтобы снимать для брата квартиру, обеспечивать его едой и выдавать пару раз в месяц билеты в оперу. Именно в опере пять лет назад Дон знакомится с девушкой Хелен Святой Джеймс — неплохая фамилия, правда? Она и правда оказывается святой. Всё это время она борется за спасение Дона. Дон очаровал ее с первых минут, что неудивительно: этот несостоявшийся писатель бывает весьма красноречив, когда выпьет. То есть, он обладает обаянием. Хелен бьется за спасение обаяния, которое постепенно теряется за алкогольными парами, ежедневным тяжелым похмельем и озлобленностью на весь мир.
Фильм начинается с того, что Дон, пребывающий две недели в мучительной завязке, должен отправиться с братом загород на уикэнд. Но он, при помощи той изощренной хитрости, которую со временем приобретает каждый алкаш, отправляет Вика и Хелен в концертный зал, потом, при помощи еще большей хитрости, добывает десять долларов и к вечеру конкретно нажирается. Разгневанный брат в одиночку уезжает в деревню, а Дон "спасен"!
Временные рамки фильма ограничены данным уикэндом. Во время оного Дон впервые за свою алко-историю допьется до белой горячки, а кроме того, решит покончить беспутную жизнь самоубийством. Его решение вызвано трезвым расчетом: он в полной мере осознаёт "глубины своего падения", но при этом не может остановиться, доставляя бесконечные страдания и себе, и близким людям. Но прекратить бухать — выше его сил. В этом заключается драма: желание уступает возможностям. Точнее говоря, желания разума уступают желаниям плоти. Налицо полная дисгармония, ведущая к распаду и душевным расстройствам.
При всем при этом, что самое удивительное, фильм трудно назвать чрезмерно тягостным или мрачным. Причина здесь, думается, в режиссере фильма, Билли Уайлдере, — энергичном, бодром человеке. Наверное, каждый зритель, поживший в Советском Союзе, помнит и любит его комедию "В джазе только девушки". "Последний уикэнд" отличается не меньшей живостью, правда, здесь эта живость какая-то лихорадочная. Монтажный рисунок таков, что возникает ощущение, будто главного героя засасывает в водоворот.
Добавлю еще, что фильм отличается потрясающей психологической достоверностью... и, в общем, это очень хорошее кино.
Я читал, что некие магнаты американской винно-водочной промышленности предлагали купить негативы фильма (чтобы впоследствии их уничтожить) за 5 миллионов долларов. Неплохая, по тем временам, сумма, к тому же в 3 раза превышающая бюджет фильма…
А еще, знаете, чем он интересен… "Я сам не знаю, но люди говорят…", что многие простые американцы нынче уверены, что Вторую мировую войну выиграли Штаты. Я не очень понимаю, как МИРОВУЮ войну может забарыжить одна единственная страна, но если в 1944 году в США снимались фильмы о проблемах алкоголизма вместо сплошных патриотических агиток или драматически-оптимистических фильмов о войне, то палитра выбранных сюжетов всё решает и всё объясняет — гражданам США жилось вполне неплохо...