Награды: 4 "Оскара" — лучший фильм года, режиссер, актриса (Х.Суонк), актер на второстепенной роли (М.Фримен). "Сезар" — лучший иностранный фильм. 2 "Золотых глобуса" — лучший драматический фильм, лучший режиссер. 2 премии Ассоциации национальных кинокритиков — лучший фильм, лучшая актриса. Гильдия режиссеров Америки — лучший режиссер — К.Иствуд. 2 премии Гильдии американских актеров — лучшая актриса, лучший актер второго плана (М.Фримен). Премия американского киноинститута — AFI — лучший фильм. Broadcast Film Critics Association — лучшая актриса. Boston Society of Film Critics — лучшая актриса. Chicago Film Critics Association — лучший режиссер. Ассоциация киносценаристов Америки — премия за "открытие сезона" (П.Хэггис). David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм. Ассоциация кинокритиков Австралии — лучший фильм. Fotogramas de Plata — лучший иностранный фильм. Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм, лучший иностранный режиссер, приз зрительских симпатий. Sant Jordi Awards — лучшая иностранная актриса..
Интересные факты о фильме:
За основу фильма взяты три рассказа из сборника Джерри Бойда: "Взгляд обезьяны", "Малышка на миллион" и "Замороженная вода".
Кроме Хилари Суонк, на роль пробовалась Эшли Джадд. А первым кандидатом была вообще Сандра Баллок.
Суонк упорно занималась боксом и нарастила мышечную массу в размере 8 кг.
Фильм сняли за 37 дней, притом, что выделено было 39. "Стахановский труд" — норма для Иствуда. Версия для печати
Фильм о личной ответственности за судьбу другого человека. Тема классическая. Но в данном случае, она осложняется возрастом главного героя. Главный герой — пожилой менеджер и тренер по боксу Фрэнки Данн, глубоко порядочный, остро переживающий человек. Когда-то в молодости он рискнул — выставил на титульный бой своего многообещающего питомца Эдди, хотя и не считал его в достаточной степени подготовленным, и вот результат: во время боя тот получил тяжелую травму и ослеп на один глаз — со спортивной карьерой пришлось завязать. Это происшествие нанесло и Фрэнку травму, правда, психологическую. Потом, открыв свой собственный захудалый тренажерный зал, Фрэнк взял туда администратором Эдди, как вечное напоминание о своей тяжелой вине. За долгие годы, прошедшие с тех пор, несмотря на тренерские способности и таланты воспитанников, ни один боксер под руководством Фрэнки не принял участие в титульном бое… и всем им приходилось покидать нерешительного наставника, уходить к более циничным и прагматичным менеджерам. То есть, надо понимать, что Фрэнк Данн — это не маленький принц Сент-Экзюпери. Он уже знал, что такое ответственность, но не уследил, не сберег, не спас. И отсюда — сильнейшее чувство вины, четкое осознание совершенного греха. И страх.
И вот появляется новый персонаж — уже не совсем молодая, но крайне целеустремленная 31-летняя Мэгги Фицджеральд, мечтающая выиграть титул чемпионки мира в легком весе. Не испытывающий никакого желания тренировать ее, Фрэнки все же потрясен ее работоспособностью, и берет ее в свои ученики. За год она достигает таких успехов, что валит всех своих соперниц в первом, в крайнем случае, втором раунде. И вот, собственно, настает черед подумать о титульном бое, к которому Мэгги шла с таким упорством, проливая на ринге пот и кровь. Разумеется, Фрэнки думал о нем все время, с самого начала, изо всех сил стараясь его отложить как можно на более поздний срок. Прекрасно известны Фрэнку и все грязные приемы действующей чемпионки. Сможет ли он, как известный библейский персонаж, принести жертву на алтарь спортивному богу? Мэгги уверена, что она — не жертва, а "вечное напоминание о тяжелой вине". Эдди постоянно бухтит о большом нравственном упущении Фрэнки — тотальном отстутствии доверия. Как человек достаточно мягкий, интеллигентный, после долгой борьбы с самим собой, Фрэнки, скрепя сердце, идет на поводу этих двух своих воспитанников, и происходит титульный бой, ставший самым драматичным эпизодом в фильме — во время которого главный герой, а вместе с ним и зритель, испытывает катарсис: после изнурительного второго раунда, стоило только Мэгги отвернуться и направиться к табуретке, заботливо выдвигаемой на ринг тренером, как она получает мощный удар в торец и падает головой на эту самую табуретку, ломает себе шею, и все, пиздец, оказывается полностью парализованной в больничной палате. Как сказал бы человек жесткосердный, с "низким порогом сознания" (моя любимая фраза) — несчастный случай. Бывает… Но заслуга фильма как раз в том, что он снят о человеке сострадающем, мучительно переживающим за других людей, особенно за тех, перед которыми раскрылся по доброй воле и за которых поручился перед самим собой. Испытывая тяжелейшие муки совести, Фрэнки идет по пути нравственных страданий до конца, доказывая и Мэгги и себе, что способен и доверять, и принимать решения, руководствуясь как стремлениями того, "кого приручил", так и голосом своей совести. Поэтому фильм заканчивается тем, что он милосердно вкалывает Мэгги несколько кубиков яду — и то был единственный выход из сложившегося положения. Все дальнейшие страдания Фрэнки пронесет в себе в одиночку, до самой смерти и уже за кадром.
Вот такой драматический сюжет представил на суд зрителя Клинт Иствуд, и просто удивительно, как удалось звезде "спагетти-вестернов" вырасти в талантливого, думающего режиссера (хотя 13 лет назад он уже прославился — к сожалению, невразумительным ревизионистким вестерном "Непрощенный", который был перегружен тоскливым психологизмом). Фильм "Малышка на миллион" отличается как раз реалистичной интонацией, умелым монтажом, он преисполнен спокойного достоинства и подлинного трагизма. Вообще говоря, картина Иствуда посвящена не только нравственному пути человека, примерившему на себя одежду Бога, и сполна испытав все душевные страдания только потому, что имел такую способность — со-страдать и брать на себя полную ответственность за чужие судьбы (единственным его мерилом являлась собственная совесть). Фильм заканчивается многоточием и предлагает зрителю самому додумать, найдет ли душевный покой главный герой, в двух побочных сюжетных линиях (решенных, надо сказать, прямолинейно в лоб) он отражает общий духовный кризис, постигший Америку, а может быть, до кучи, и Старый свет. С одной стороны — кризис христианства в современном мире, выраженный в беседах и взаимном непонимании Фрэнки и поверхностного патера, а с другой стороны — разрушение семейных ценностей в угоду новому, либерально-безответственному, сугубо материалистическому и эгоистическому сознанию. Вот и остается главному герою черпать внутренние силы в самом себе, а человек, увы, слаб и не совершеннен, он пуст, как железная бочка, — если внутри нету Бога.
"Малышка на миллион" Иствуда не плоха. Отнюдь. После стольких ведер дерьма, которые на нее вылили "просвещенные киноманы" (тм), фильм меня удивил. Это неспешная, отчасти морализаторская, но при этом очень естественная история. Ну так и Иствуд уже не мальчик, для него наступило время размышлений, он укрупняет мелкое, заостряет внимание не на боксе, не на воле к победе, не на каких-то там Великих Свершениях, а на одном свершении — желании староватой для бокса женщины стать первой. Наивная, но упертая Мэгги ставит себе одну вполне конкретную цель — и идет к ней. Это лобовой напор, прямолинейное решение — одно-единственное, но влекущее за собой еще одно, еще, целую лесенку, вершиной которой становится бой за титул. Победа дается Мэгги как раз за счет этого восторженного напора, каждый раз, укладывая противниц в первом же раунде, она смотрит как-то по-детски, словно удивляется: "Черт, я это сделала!". Она мотылек, который подлетел к старому, скуповатому, но любящему свое дело тренеру, сел ему на плечо и не улетал, пока тот не посадил на ладонь. Она обречена с самого начала, это очевидно, но готова заплатить за свой взлет, лишь бы не продолжать это бессмысленное существование. Никакой стратегии, краткосрочные решения, преданность человеку, который все-таки взялся за нее. После проигрыша Мэгги видит нового врага — свою беспомощность — и отрезает с присущей ей хваткой. И делает верный выбор. Очень человечная, немного сентиментальная вещь, к коцу начинающая поднимать больше, чем способна. Угловатый, немного бестолковый взгляд Суонк тут как нельзя к месту. "Малышка на миллион" похожа на героический рассказ дедушки, когда одновременно интересно и в то же время сильно пахнет пылью, а к концу он начинает откровенно уже поучать.