Режиссер:
Дэвид Финчер. Сценарий: Эрик Рот, Робин Свикорд (по мотивам рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда), Оператор: Клаудио Миранда, Композитор: Александр Деспла.
Награды: 3 "Оскара" — визуальные эффекты, грим, декорации. National Board of Review, USA — лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий. Austin Film Critics Association — лучшая актриса второго плана (Т.П.Хенсон). Las Vegas Film Critics Society Awards — оператор, художник, костюмы. .
Интересные факты о фильме:
Создатели фильма плотно сотрудничали с Levi's, чтоб шмотки персонажей были предельно аутентичны своему времени.
На главную роль прочили Рэйчел Вайс, но не сложилось из-за графика съемок.
Это второй фильм (после "Дежа вю" 2006 года), снятый в Новом Орлеане после нашествия урагана "Катрина".
Слух о том, что Финчер будет снимать "Бенджамина Баттона" прошел еще в 2004 году и, как можно заметить, оказался правдой.
Но на самом деле, фильм собирались снимать еще в 1998 году. В главной роли должен был быть Том Хэнкс, а режиссером — Рон Хоуард.
Первый фильм Дэвида Финчера, которому MPAA дала рейтинг PG-13 (т.е. годится для просмотра детям).
Я не люблю фильмы Финчера. Мне кажется, что Финчер – посредственный рассказчик, и его фильмы, как правило, довольно скучны. За одним исключением. Я имею в виду "Бойцовский клуб", картину невероятно драйвовую, энергичную. К этому исключению присоединилась "Загадочная история Бенджамина Баттона". Притом, что фильм длинный, медлительный, он совсем нескучный.
По большому счету, "Загадочная история Бенджамина Баттона" хочет донести до зрителя одну единственную мысль. Финчер пытается научить зрителя ценить каждый момент момент жизни. Сюжет фильма полностью ломает привычное течение времени, и делает это в каждом кадре, потому что Бенджамин Баттон живет "наоборот", – когда все люди вокруг главного героя стареют, сам главный герой, родившийся стариком, молодеет. То есть, каждая секунда хронотопа картины оказывается конфликтной. Именно поэтому фильм не становится скучным (к тому же наподдать эффектов, "жарку", Финчер умел всегда).
Фильм производит тягостное и мрачное впечатление. Он мог быть "историей непреходящей молодости", но оказывается "историей непреходящей старости". Но такова жизнь, кто же спорит! Хорошо, что Финчер был честен :)
Сама же история начинается с того, что умирающая от старости Дэйзи просит дочь почитать дневник некоего Баттона. А история самого Баттона начинается с того, что Баттона, этого старческого младенца, отец подбрасывает на крыльцо дома престарелых.
Но, кроме того, здесь есть повод призадуматься и некоторым критикам, любящим искать в каждом фильме политическую подоплеку. Потому что действие фильма происходит в Новом Орлеане (снесенного с лица Земли ураганом "Катрина"), а управляет домом бодрая чернокожая женщина, притом, что контингент дома сплошь "снежки". Можно сказать, что черная женщина управляет престарелой Америкой, – прямой намек на выборы Барака Обамы :) Эта добрая, щедрая женщина усыновляет Бенджамина Баттона, который безусловно является уродом.
В каждом кадре происходит старение людей, которые окружают Баттона. Кроме того, важные исторические события, например, Вторая мировая война, находят отражение в сюжете, потому что подчеркивают старость эпохи. Фоном оказывается, как правило, Баттон, а не наоборот.
Излюбленная Финчером цветовая гамма (желтовато-зеленая) вопреки обыкновению не раздражает, – это "ретроградный" цвет.
А еще в фильме совершенно офигенно показан Мурманск. В представлении Финчера, это сказочный, тихий город, занесенный снегом. Баттон, ставший моряком, живет в волшебном отеле неподалеку от пристани, и там он впервые познает любовь. В Мурманске во время Второй мировой войны заедают водку черной икрой, голоса звучат приглушенно и загадочно, падающий снег скрывает тайны, а в углах прячутся сумерки.
Жизнь Баттона, длиною в фильм (или фильм, длиною в жизнь Баттона), похож на сон. Таинственный Мурманск, как, впрочем, и все остальное, неуловимо напоминают "Мой Виннипег" Гая Мэддина. Только фильм Финчера обладает еще и сюжетом.
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Загадочная история Бенджамина Баттона" или Сказка о подаренном времени
Как все уже наверняка знают, история Бенджамина Баттона – это история о человеке, который родился старым и умер младенцем. Больше зрителю ничего знать и не нужно, потому что дело ему предстоит иметь с довольно подробной летописью, из которой и становится известно, как такое чудо могло произойти, и как оно сказалось на жизни самого Бенджамина и на жизнях окружавших его людей. Основа фильма – мемуары Странного Человека. В них заложено нечто, заставляющее держать в голове вопрос: а как было бы, если бы всё было иначе? Наверняка из-за этого зритель будет мысленно обращаться во время просмотра к Форресту Гампу, к Цветам для Элджернона, может быть к Двухсотлетнему человеку и даже к фильму Магнолия, и еще ко множеству подобных вещей, которые для каждого свои. Но все эти раздумья окажутся частностями, лирическими отступлениями, потому что фильм снят именно о Возрасте, и при этом сконструирован таким образом, чтобы привычная последовательность нарушилась, и это сделало бы видимыми невидимые в силу привычки вещи. Например, приобретение опыта, характера, репутации. Все знают, как растить ребенка. Никто не знает, как растить молодеющего старика. Восстановление и рост соотносятся как чудо и норма, и с этим чудом надо как-то поступать. И мы видим именно череду Поступков, удивительных тем, что при обычном течении времени у них просто не было бы шансов стать совершёнными. Это полностью меняет отношение и к старости, и к молодости. Словно бы предлагается шанс, возможность каждый свой день сделать новым началом. Говорят, что жизнь – это длинный белый коридор с огромным количеством дверей по обе стороны. Двери, которые еще впереди, открыты настежь и в них можно войти. Из некоторых дверей можно выйти обратно в коридор и отправиться дальше, и при этом какие-то из них останутся открытыми, другие захлопнутся на замок. Но самое страшное состоит в том, что двери, мимо которых ты однажды прошел, не заглянув, закрываются у тебя за спиной безвозвратно, навсегда. Я пишу это к тому, что история Бенджамина Баттона словно снимает заклятие и отпирает все эти двери снова. И вот ты стоишь, как дурак, под всеми ветрами, которые свищут из этих дверей, абсолютно свободный и абсолютно несчастный – в восторге и слезах.
Для того, чтобы этот фильм стал возможен, требовалось, чтобы техника – и софт, и грим, и комбинирование — эволюционировала до нужной степени. Ведь главный фокус состоит в том, чтобы Бенджамина в любом виде и возрасте играл один и тот же человек. Сначала это немощное, покрытое старческими пятнами, маленькое полуслепое существо. Затем он понемногу выпрямляется, восстанавливаются его телесные функции. Когда он достигает роста и вида Брэда Пита, дело остается уже только за гримом. То же и с подругой жизни Бенджамина, его одногодкой и хранительницей его драгоценного дневника, Дейзи, только в последовательности, свойственной нормальным людям. Кейт Бланшетт, если верить тому, что о ней говорят, каждый раз фанатично доводит себя до полного соответствия своим героиням (и героям) – пусть, например, ей для этого придется обрасти мышцами, выучить китайский, научиться играть на лютне или отрубить себе руку. Для роли Дейзи Кейт пришлось взобраться на пуанты и научиться осанке и повадкам балерины (судя по тому, какую Дейзи она изобразила, моделью ей могла служить Майя Плисецкая). Но для того, чтобы провести ее в этой роли от пятнадцатилетнего возраста до смерти в глубокой старости, потребовались дополнительные усилия, не связанные с актерскими способностями. Еще раз скажу – это наверняка очень сложный технически фильм. При этом он сделан почти безупречно, и я заметила только один короткий и проходной момент, где ковыляющий на костылях Бенджамин полностью нарисован.
Мне бы не хотелось останавливаться на актерской игре конкретно в этом случае. Это повлекло бы гору ненужных ассоциаций — не только с персонами и их предыдущими ролями, но и с их личной жизнью, и так уже до ужаса опошленной пристальным вниманием завистливых глаз. Я предлагаю смотреть этот фильм без оглядки на фамилии и не разбирать его по костям – и сама пытаюсь сейчас, в тексте, поступить именно так — насколько это вообще возможно. В качестве напутствия мне кажется очень подходящей чайфовская фраза: "Вы просто поверьте, а поймете потом". С этим фильмом мне посчастливилось наконец пережить феномен отложенного катарсиса. Вчера увидела, сегодня шоково накрыло – так бывает с людьми, которых в одно мгновение миновала смертельная опасность. Я теперь всё прокручиваю и прокручиваю историю Бенджамина Баттона в своей голове, и никому не хочу рекомендовать этот фильм. Он теперь мой, а я не разбрасываюсь собственностью.
Рассказ Френсиса Скотта Фицджеральда "Забавный случай с Бенджамином Баттоном" занимал десять, ну, может быть двадцать страниц. И – поверьте мне – классик совсем не зря выбрал для столь объёмной истории (а в рассказе описана вся жизнь Баттона с рождения до смерти) столь лёгкий формат. Дело в том, что потенциал самой по себе идее – о человеке, который с течением времени не стареет, а молодеет – очень невелик. То есть, можно, конечно, на этот фон положить какой-нибудь приличный сюжет – исторический там, или худонит – но сам по себе этот персонаж не может быть стержнем полноценного повествования.
Эрик Рот и Дэвид Финчер сделали пикареско, которое отличается от классических работ жанра предельной медлительностью, почти полным игнорированием исторического контекста, и отсутствием юмора. Вообще. Короче говоря, фильм отличается от пикарески тем, что и делает пикареску пикареской. Я не знаю, кто надоумил на это Рота, но это точно был не Фицджеральд. Мастер бы до такого не додумался.
Фильм умопомрачительно затянут, как и все новые работы Финчера. Достаточно сказать, что главный герой с начала и до 56-ой минуты живёт в доме престарелых, и до 43-ей минуты живёт в нём практически безвылазно. Вы можете себе это представить? 43 минуты дома для престарелых. Вообще, за первую половину фильма мысли о самоубийстве не покидали мою голову. Я даже собирался назвать рецензию "Пиздец с человеческим лицом", и излить в тексте всю накопившуюся у меня за долгие годы желчь. Но тут я досмотрел до первого и последнего пристойного эпизода в фильме – это эпизод, когда Бенджамин приезжает в Нью-Йорк, чтобы увидеть свою любимую на блядках. Хороший эпизод, сильный. И после этого я стал немного по-другому относиться к фильму.
Потому что после этого я вдруг понял, что хотели сделать Рот, и вслед за ним Финчер. Они – вероятно, это ведь только моя гипотеза – хотели показать нам ритм жизни, отталкиваясь от контраста с человеком, живущим в другую сторону. Прекрасная идея, заслуживающая хорошего, качественного воплощения. Но, чёрт возьми, как же херово это всё реализовано! Почти три часа медитативного разглядывания работы гримёров и мастеров по спецэффектам, кадр к кадру омолаживающих Бреда Питта. Ну да, гримёры молодцы. Им, наверное, Оскара дадут. И что, это в самом деле стОило трёх часов моего времени?
Короче, Финчер получает жирный минус, и идёт учиться снимать пикарески. Рот вообще лишается права когда-либо ещё писать сценарии. Бред Питт стареет, и Кейт Бланшетт, как говорится, моложе не становится. А я иду спать. Мне завтра на работу.