Режиссер:
Хидео Гося. Сценарий — Синобу Хасимото по роману Ретаро Сиба, оператор — Фудзио Морита, композитор — Масару Сато.
В главных ролях: Синтаро Кацу, Юдзиро Исихара, Мицуко Байсе, . В ролях: Тацуя Накадаи, Юкио Мисима, Нобору Накая, Куни Танака и др.
Интересные факты о фильме:
- концовка этого фильма является началом для "Изо" Такаши Миике.
- персонажи — реальные исторические личности времен падения сегуната (т.е. это не выдумка), сюжет тоже основан на исторических событиях.Версия для печати
Конец эпохи Эдо был для Японии очень драматичным. Закрытая страна, не считавшая европейцев за людей, оказалась открыта для воздействия и увидела, что оставшийся мир за время японской изоляции получил большие технологические преимущества. В Японии начались смутные времена, во время которых одни кланы поддерживали правительство бакуфу, вынужденное прогибаться под требования европейцев, другие — создавали коалиции за возрождение императорской власти и изгнания варваров со священной японской земли. Раз сегун не сумел защитить Японию, значит он должен быть устранен. Так появились "люди благородной цели". Одним из требований победы над сегунатом и дальнейшего развития было немедленное заимствование у европейцев всех их технологий, что предлагалось сделать с помощью отмены классовых различий. Как говорил крайне любопытный персонаж истории Сакамото Рема: сделать всех самураями — и дело с концом. Причем в последнем случае каждый из кланов мог иметь свое собственное видение будущего, что значительно затрудняло взаимопонимание.
Речь в "Хитокири" идет о клане Тоса, глава которого, Такэти Ханпейта, был одним из "людей благородной цели". Именно он начал историю с "Карой небес" — убийством чиновников бакуфу, для которого привлек к себе лучших воинов. Главный герой фильма — Идзо Окада, бедный самурай, замеченный Ханпэйтой (по совместительству главой фехтовальной школы). В период смуты Ханпэйта приспособил Идзо убивать чиновников, что Идзо выполнял на ура, но от чего шел вразнос, пил и буянил. Фильм Хидео Госи начинается с того, что властный Такэти Ханпейта отправляет Идзо посмотреть, как происходит убийство Тое Есиды, и поучиться. Коротконогий, бородатый, грубый, но преданный, как пес, и несколько глуповатый Идзо выполняет приказ. Уже пока он наблюдает за мучительно долгим убийством Есиды, как ребенок на уроке повторяя то, что кричат наемники, становится понятно, что Гося — гений. Идзо думает, что, выполняя приказы Ханпейты, он станет большим человеком. Его надежды просты и сугубо материальны, он честолюбив и готов хвастаться своими подвигами на каждом углу, но при этом отлично владеет мечом. Идзо не замечает, что его используют; он привык думать, что клан Тоса так возвысился исключительно благодаря ему, но стоит ему заявить о притязаниях и оказать неповиновение, как его выбрасывают за дверь.
"Хитокири" — это история развития характера, эволюция человеческой личности. Настолько ощутимая и явная, что мастерство актера и режиссера поражают. Гося очеловечивает образ Идзо с помощью его слабостей и несовершенств, он испытывает симпатию к этому человеку, но, стоит Идзо взяться за меч, как в горячке боя пропадают любые сожаления. Идзо — волк в человеческом обличье, он — ураган, направляемый рукой Ханпейты, для него нет запретных целей. Единственный, кого Идзо не хочет убивать, — это своего друга, Сакамото Рема.
Сакамото Рема — реальный исторический персонаж, заслуживающий внимания. Ненавидел сегунат, но хотел победить его без крови; самурай и отличный воин, рьяно перенимавший европейские достижения, носивший с собой револьвер; человек, интересующийся исключительно идеями, а не личной выгодой. Эта противоречивость была не по душе Ханпейте, поэтому периодически он натравливает Идзо на Рему. Интересно наблюдать, как Идзо отшучивается, пытаясь спасти друга; говорит, что этот разглагольствующий человек не может быть опасен. Рема неоднократно беседует с Идзо, убеждая прекратить убивать, но тот одержим мечтой о титуле, деньгах, княжне Ае, уважении. Резня, которую устраивает Идзо, вскоре становится проблемой для клана, на который падает тень. Идзо даже не замечает, что из невидимого оружия превращается в черное пятно, привлекающее слуг закона. Убийства дозволены лишь тогда, когда их нельзя раскрыть. Рема предупреждает, что Идзо — всего лишь орудие для Тоса, но убеждается Окада в этом только после задания в Исибэ, в котором он средь бела дня заливает кровью целый дом. Причем Идзо собирались мягко отстранить, не говоря о времени задания, чтобы он не светился, но Окада случайно узнает о том, что все началось без него, пробегает расстояние из одного города до другого, чтобы, разгоряченным, ворваться внутрь и искромсать всех с громким криком "Это Идзо!". Смех превращается в изумление, сожаление и ужас. Но охлаждение отношения главы клана — не самое худшее, что может случиться с самураем. Далее Ханпейта начинает уничтожать сторонников, чтобы получить больше власти. Идзо не понимает, зачем убивать лоялистов Тосы, но Ханпейта очень жестоко ставит его на место. Битва воль между ними очень показательна — сила Идзо становится бесполезна перед неумолимым взглядом Ханпейты. Одинокий Идзо, теряющий надежду, — очень сильное впечатление от фильма. Ему еще предстоит пережить многое, чтобы понять сущность власти.
Идзо Окада — пример героя, который совершает скачок понимания и искупляет свою предыдущую вину, одновременно разрывая связь с хозяином. Концовка фильма не зря так впечатлила Миике, что тот снял авангардное переосмысление путешествия неистового и свирепого духа Идзо после смерти. Мощь Идзо по Миике так велика, а упертость настолько неоспорима, что остановить его могут только боги. Но Идзо Госи — это человек, за чьим развитием и ошибками наблюдаешь с искренним сочувствием и соучастием. Элементы комического в его личности позволяют вызвать зрительские эмоции, сочетание смешного и драматического в фильме делает его поразительно гуманистическим и интересным. Мне нечасто приходилось видеть фильмы, в которых актер по-настоящему убедительно демонстрирует моральное перерождение. В случае Идзо это перерождение идет туго, медленно, жутко.
Дополнительным бонусом "Хитокири" является то, что в роли убийцы из клана Сацума, Синбэя, снялся Юкио Мисима. Оболганный Ханпейтой, Синбэй совершает сэппуку прямо на допросе. Гибель такого храброго воина — дополнительный удар для Идзо. Ну и актеры — у Госи какой-то дар на актеров. Невозможно оторваться.