Награды: "Оскар" — лучшая женская роль второго плана (П.Крус). National Board of Review, USA — лучшая актриса второго плана (П.Крус). Boston Society of Film Critics Awards — лучшая актриса второго плана (П.Крус). Gotham Awards — лучший актерский ансамбль. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучшая актриса второго плана (П.Крус). Los Angeles Film Critics Association Awards — лучшая актриса второго плана (П.Крус). New York Film Critics Circle Awards — лучшая актриса второго плана (П.Крус). Southeastern Film Critics Association Awards — лучшая актриса второго плана (П.Крус). .
Вуди Аллен все время лирически издевается. Если берешься за очередной его фильм, перво-наперво пытаешься понять, кто попал под нежную руку на этот раз, для кого разливается ядовитый елей. Я смотрю эти фильмы с опаской. Мне кажется, что кино должно быть ясным и приятным, способствующим отдыху. Если кино вызывает спазм мозга или дрожь омерзения — это кино плохое, смотреть его не стоит, и говорить о нем — тем более. Нет-нет, нельзя сказать, что Вуди Аллен показывает людям нечто заумное или отвратительное, это не про него. Видимо, его организм так устроен, что просто рассказывать или просто смешить Вуди не в состоянии. В его милом усохшем личике, хорошенькой старческой улыбке, за нелепыми очочками кроется Большая Подъебка — как будто он наблюдает за симпатичной женщиной, которая случайно заправила юбку в колготки и расхаживает по офису с попой наголо, ничего не подозревая. Не удивительно, что после его фильмов я начинаю оглядываться и одергиваться — все ли в порядке с моими взглядами и оценками, ничего ли не набекрень? Естественно, эти опасения не такие увесистые, чтоб голова клонилась под их грузом, как у каменного Мыслителя. Они легкие и ироничные, и незаметно отравляют поток мыслей, и чуть-чуть искрят, как всё фальшивое. Поэтому я опасаюсь Аллен-фильмов. Они морально дезориентируют меня, предварительно подсунув бдительности плюшевого зайчишку в виде интересных картинок и трогательных персонажей.
После такого нагромождения слов я расскажу наконец, о чем фильм. На вид это классическая пастораль о двух подружках, строгой брюнетке и легкомысленной блондинке, прибывших в Барселону на летние каникулы. Там у них — с блондинкиной подачи — происходит знакомство с художником Хуаном Антонио (очень редкое испанское имя), и он их обеих всячески покоряет — вином, поцелуями в кустах, гитарным концертом и билетом на фигурное катание. Но связать кому-то из них свою жизнь с художником Антонычем не суждено, потому что он оказывается мужчиной сложной судьбы: к нему то и дело возвращается бывшая жена, художница Мари-Элена, и все портит. А он Мари-Элену изгнать не может, потому что они с нею давно родственники в душе и в искусстве. Жизнь наладилась бы, если б Хуану с Эленой удалось найти кого-то третьего, но никто почему-то не соглашается. Нахлебавшись пустых надежд, подружки гордо возвращаются восвояси, чтобы снова зажить той жизнью, "о которой мечтали", только почему-то с очень кислыми рожами. Вот и всё.
Честно говоря, я схожу с ума в поисках потерпевшего. Мне показалось, в американском кино уже давно существует традиция — изображать европейцев рефлексирующими, деградирующими, сексуально расторможенными и вырожденчески прекрасными. Может, Ален тоже проехался по Европе? Или он брызнул ядовитой слюной на святость уз брака, показав, как может расшатать отношения безупречной невесты с ее идеальным женихом всего одна встреча с абсолютно посторонним мужчиной? Но это история обычная, вряд ли стоила трудов сама по себе. Были еще версии про адьюльтер (дебильное слово, и мерзкое при том), про нереализованные возможности, про мужскую слепоту, но и они испарились. Я прихожу к выводу, что ради собственного развлечения дятел Вуди просто вырвал из жизненного контекста забавных ему персонажей, немножко усугубил их черты, поместил в хорошенькие интерьеры кукольного домика и добавил опереточного чертика в качестве раздражителя. И посмотрел, что будет. Опыты в пробирке. А это значит, что пострадавшим от веселья Вуди является не Европа, не мужчина, не художник-абстракционист, не женщина, не семья, а просто зритель. Мне это неприятно, но зато теперь у меня есть мечта: хочу видеть, как Ален экранизирует Набокова. Пусть они нивелируют друг друга и лопнут от счастья, как радужные мыльные пузыри.
Хорошее у "Вики и Кристины" — это возможности, данные актерам. Где еще им удалось бы сыграть достоверность, граничащую с идиотизмом? Я уверена, что в процессе съемок товарищам удалось отработать всякие мелкие эмоциональные приемчики, изрядно повеселиться и вообще отлично провести время в Барселоне. Кстати, Барселона у Алена тоже хорошая. Очень красивая и какая-то бредовая. Там Вики и Кристина на каждом шагу натыкаются на знакомых или на тех, кто хочет с ними познакомиться, там оранжевый свет, жизнь полна эмоций и абсолютно бесплатна. Кстати, удивительно, но в фильме вообще не присутствуют никакие денежные отношения, что выглядит в рамках этой иронической пасторальки закономерным: как можно упоминать деньги в истории о чувствах? В кукольные дома всё необходимое падает с неба, и это непременное условие для воцарения праздности, а уж она — плодороднейшая почва для романтического самообмана. Таким образом я пришла к выводу, что в этом фильме правды жизни — ни на грош. С виду "Вики Кристина Барселона" — типичное женское кино, и многие этуали легковерно полетят на огонек (мое злорадство по этому поводу безгранично) и наверняка получат от фильма удовольствие. Фактически этот фильм стерилен, как пластмассовый Кен. Я не хочу его никому рекомендовать, потому что не люблю, когда мне врут, а этот фильм словно бы кричит каждым кадром: "Гляньте, как я ловко вас надуваю!" Это Наглое Кино, но сделано мастером, поэтому придется исходить в своей оценке из среднего между безусловным уважением и скверным впечатлением.