"Xtro" — британский ответ американскому "Extra-Terrestrial". Стивен Спилберг побил все мыслимые рекорды кассовых сборов, придумав дружелюбного пришельца, как будто и не было в 1949 году сговора Эйзенхаура с "сероносыми" инопланетянами, похищающими людей и животных. Автор сценария и режиссер "Экстро", сочинивший также и музыку к фильму, не питает иллюзий. Космос, по его мнению, несет человеку и его физиологии страшную угрозу.
"Xtro" — история возвращения домой. Сэм, играя с сыном Тони и собакой, бросает в небо палку, после чего оттуда проливается ослепительный свет, и Сэм исчезает. Через три года в окрестных болотах, среди горящих дерев, объявляется какая-то странная, склизкая, отвратительная тварь с коленными суставами, вывернутыми в обратную сторону. Она безжалостно расправляется с теми, кто попадается на ее пути, а потом перерождается заново, влезжи через рот в брюхо одинокой женщины, живущей на отшибе. Наружу вылезает Сэм — в том облике, в каком его запомнили домочадцы. Первые сцены — самые страшные в фильме. Потом Сэм разыщет семью и попытается восстановить ее. При этом он непременно захочет поделиться с сыном новыми способностями, которые обрел в космосе для того, чтобы выжить на чужой планете. Он хочет, чтобы сын улетел с ним.
Перекличка со "спилберговским наследием" налицо. В частности, легко различимы ссылки на "Полтергейст". Тони приобретает от Сэма "xtro"-сенсорные способности и демонизирует квартиру: оживают игрушки, превращаясь в нечто смертельное, а творить непотребства Тони помогает карлик-клоун.
Фильм вообще производит двойственное впечатление (и этим можно объяснить нелюбовь к нему как критиков, так и зрителей), у него сомнительный главный герой. Сэм демонстрирует человеческие эмоции, пытаясь восстановить семью и демонстрируя редкое взаимопонимание с сыном. Поэтому его жаль, когда он наталкивается на сопротивление нового "главы семьи", хахаля Рейчел. Сама "природа страха" становится беспочвенной: чудовище, столь эффектно орудующее в болотах, в лондонской квартире перестает пугать, так как превращается в изгоя. Фильм попахивает франкенштейновщиной, но зритель не может понять и простить героя, которому инопланетное уродство оказывается милее земного существования. И действительно, почему так? Может быть, пытливость человека выражается (помимо всего прочего) в поиске радикально новых форм для себя?
Концовка фильма предполагает наличие как минимум двух сиквелов (что и произошло впоследствии): видоизмененный Сэм улетает, но видоизмененный Тони остается. Кроме того, накануне отлета ничего не подозревающая Рейчел переспала с Сэмом в образе человека. Кроме того, в ванной квартиры остались лежать змеиные яйца пришельцев. Короче говоря, сентиментальная инопланетная форма жизни осталась жить на Земле, чтобы кошмарить человечество. Она, наверное, и в британский парламент проберется...