Режиссер:
Эдгар Дж. Улмер. Сценарий: Эдгар Дж. Улмер, Питер Рюрик, Том Килпэтрик (по мотивам прозы Эдгара Аллана По), Оператор: Дж.Д.Месколл, Композитор: Хайнц Ремхелд.
В главных ролях: Борис Карлофф, Бела Лугоши. В ролях: Дэвид Мэннерс, Джули Бишоп.
Интересные факты о фильме:
Фамилия "Польциг" позаимствовано у Ханса Польцига, работавшего декоратором над фильмом "Голем" (1920).
В одном из интервью режиссер признался, что фамилия По появляется в титрах только потому, что автор — чрезвычайно популярен, а на самом деле не имеет к фильму никакого отношения.
Один из первых звуковых фильмов, в которых фоновая музыка звучит почти что беспрерывно.
При написании сценария Эдгар Улмер вдохновлялся персоной Фрица Ланга, с которым некогда работал. Ланг послужил прототипом Польцера, так как Улмер считал его режиссером-садистом.Версия для печати
"Черный кот" был снят более 70 лет назад. Фаза, чуть ли не промежуточная между нашим временем и временем, когда творил Эдгар Аллан По. Сейчас в "Черном коте" Эдгара Аллана По практически не видно, и на то есть три веские причины. Первая, очевидная, заключается в том, что литература и кинематограф вещи все-таки разные, хотя и взаимодействующие потому что первоосновой любого фильма является сценарий, то есть текст. Вторая причина заключается в том, что за 70 лет киноязык претерпел значительные изменения и вместо того, чтобы приблизить нас к эпохе Эдгара Аллана По (поскольку сама эпоха, когда был снят фильм, более близка к По, чем наша), на самом деле, отдаляет нас, современных зрителей, еще сильнее. Третья причина кроется в том, что фильм снят "по мотивам", а точнее говоря, вообще не имеет отношения к прозе По. И действительно, если не вчитаться, а всмотреться в рассказ "Черный кот", то становится хорошо видно, что он не является самодостаточным для создания полнометражного фильма. Например, Стюарту Гордону, который в 2007 году сделал "настоящую", а не фиктивную экранизацию этого рассказа для сериала "Мастера ужасов", пришлось усложнить сюжет, превратив героя рассказа в самого Эдгара По и введя в ткань повествования биографические факты из жизни писателя, переплетенные с его фантастическими вымыслами.
Авторы "Черного кота" обогатили скудный сюжет за счет дополнительных героев. Главный герой становится второстепенным и конфликтует не с "сатанинским" котом, а с другим человеком. Этих людей играют две хоррор-звезды студии "Юниверсал" — Борис Карлофф и Бела Лугоши. Сам кот превращается в незначительную "жертву обстоятельств", предмет антуража, который разве что обладает загадочным свойством оживать (ему придется это сделать после скоропостижной смерти от кухонного ножа, метко запущенного Белой Лугоши).
Перейдем к сюжету фильма. Свежеобвенчавшаяся пара (Питер и Джоан) едет в "медовый месяц" куда-то в Австрию, и в поезде знакомится с Бела Лугоши. Лугоши представляется доктором Витусом, говорит, что сражался за Германию на полях I Мировой войны, после чего провел 15 лет в плену на Байкале. Так называемый автобус, в котором семейная пара и Витус едут после прибытия поезда на станцию, попадает в автокатастрофу. Поблизости оказывается дом архитектора Польцера (Борис Карлофф), именно ему собирался нанести визит Витус. Витус приводит в дом и своих молодых попутчиков, поскольку девушка получила травму. Питер и Элисон еще не знают, что Польцер оккультист старой закалки, состоящий на службе у Люцифера. Впрочем, Витус враждует с Польцером не потому, что служит Богу, а потому, что много лет назад, когда он и Польцер служили в одном форту (на месте форта сейчас стоит дом, построенный по проекту Польцера) чертов архитектор украл у него жену и дочь.
Интересно то, что Питер Элисон профессиональный писатель, причем пишет разные "таинственные истории". Впрочем, это обстоятельство не получает в фильме достойного и вообще никакого развития. Так, маленький знак. Словно кинематографисты как в 30-х годах, так и 00-х искренне верят, что Эдгар Аллан По не придумывал свои сюжеты, а проживал.
Джоан надобится Польцеру для черной мессы. Что выглядит довольно странно: можно подумать, что если бы трагический случай на проселочной дороге не подкинул Польцеру Джоан, это мероприятие, запланированное давным-давно, не состоялось бы. В сюжете вообще хватает натяжек и всяческих нелепостей. Ввернуты даже какие-то непонятные полумумии-полувосковые фигуры. И все же мрачная готическая атмосфера в фильме присутствует. Голливуд уловил оккультные настроения, царящие в центральной Европе, и приход к власти сотоны.