Первый фильм дилогии об известном французском налетчике Жаке Ме(с)рине[1] снят по его нарциссистской автобиографии, написанной злодеем в тюрьме. Поводом для ее написания послужила обида на то, что французские газеты вдруг перестали публиковать его фотки и расписывать его "подвиги", предпочтя ему более значимую личность, а именно:[2].
Главную роль исполняет омоложенный гримом и фотошопом Венсан Кассель, временами настолько напоминающий молодого Михаила Боярского, что, порою, во время просмотра приходится бицца апстену и валяцца пацтулом, дабы избавиться от наваждения, что это советский фильм семидесятых годов "об их нравах". Чему, кстати, весьма способствует отменно переданная авторами фильма атмосфера эпохи — не хуже, чем у Спилберга в "Мюнхене".
Сам фильм, по сути, цепочка ярких, почти гротескных эпизодов (например, эпизод, а котором персонажи Касселя и Дюпуи[3] вдвоем небезуспешно нападают на самую строгорежимную канадскую тюрьму, из которой на днях сбежали). Многие могут упрекнуть кинематографистов в том, что те пожалели "кинораствора", чтобы надежно скрепить набор кирпичиков-скетчей, но, думаю, в книге так оно и есть — и по части преувеличений и по комковатости структуры — автор явно задается и, занимаясь самолюбованием, старается нашпиговать автобиографию серией запоминающихся "подвигов Геракла" — Ме(с)рин, небось, не Лев Толстой, чтоб многостранично философствовать, созерцая какой-нибудь дуб. Поэтому, если не знать всех вышеизложенных фактов, зрителя может угнетать впечатление, что Кассель несколько переигрывает, утрирует персонажа. Однако, думается, реальный Мерин действительно был изрядный "звезданутый" позер, в своих действиях руководствовавшийся не столько эффективностью, сколько эффектностью и даже наедине с собой вел себя так, будто находится в центре внимания восторженной публики и объективов журналистов.
Самое интересное, что первый фильм начинается со сцены, которой заканчивается фильм второй — сцены гибели главного героя[4]. Это сделано по инициативе Международного синдиката сетевых кинокритиков, которым надоело выслушивать от читателей обвинения в том, что в своих рецензиях они допускают так называемые "спойлеры". Весь авторский состав Экранки.ру также подписался под заявлением, в свое время поданным во Французский Институт Кинодружбы Народов имени Патриса Нгоо[5], в котором излагалась просьба снять криминальный фильм — именно криминальный! — начало которого совпадало бы с концом. Чтобы до читателей-спойлероборцев наконец-то дошло — фильмы смотрят вовсе не для того, чтобы узнать "чем все закончится".
География фильма обширна — действие происходит в Алжире, Франции, Испании, США, Канаде. Пройдя "школу жизни" на Алжирской войне, герой возвращается во Францию, где корефан втягивает его в воровской бизнес, который крышует некий авторитет (Жерар Депардье), которого крышует не кто-нибудь, а ОАС[6]. Под руководством мудрого наставника, криминальные наклонности Ме(с)рина стремительно расцветают, но так же стремительно вянут, когда он женится, обзаводится детьми, а потом еще стремительнее расцветают, когда он разводится и находит "боевую подругу"... В общем, нескучный, занимательный фильм. Его, кстати, запросто можно смотреть в обратном порядке — сначала вторую часть, а потом первую. Я, кстати, так и смотрел, ведь (окончание рецензии на дилогию о Ме(с)рине). [1]Фамилия персонажа — Mesrine — сложна для однозначного прочтения. Разные люди обращаются к нему то Месрин, то Мерин (тоже с ударением, на последний слог, как у них, французов, принято). Правильно — Мерин, о чем бандит, временами, орет в лицо неправильно назвавшим его фамилию лохам. По-русски, по понятным причинам, чаще принято писать Месрин. С другой стороны, бандит давно мертв и не кинет предъяву, даже если вы вслух назовете его "сивым мерином" с ударением на "е". [2]Об этом читайте в рецензии на второй фильм дилогии. [3]Наши зрители знают этого канадца-франкофона прежде всего по фильму "Крикуны" и сериалу "Никита". [4]Этого в книге-первоисточнике, понятное дело, не было — сцена идет фоном начальных титров. [5]Деверь троюродной сестры прабабушки какого-то однофамильца нашего автора Алексея Нгоо. [6](OAS; Organisation armee secrete — секретная вооруженная организация) — военная праворадикальная нелегальная организация из числа высокопоставленных военных офицеров, существовавшая в Алжире и во Франции в 60-х гг. 20 в. Основана с целью не допустить предоставления Алжиру независимости. Главной целью ОАС было убийство "сдавшего Алжир" генерала де Голля. За два-три года на него было совершено ок. 30 покушений. Довольно впечатляюще об этой организации написал Фредерик Форсайт в книге "День Шакала", русское издание которой в свое время запретил КГБ за то, что там дотошно описаны способы покушения на властную верхушку. (см. также рецензии на экранизации этой книги — французскую и американский римейк).