Режиссер:
Денни Бойл. Со-режиссер (Индия): Лавлин Тандан, Сценарий: Саймон Бьюфой (по роману Викаса Сварупа), Оператор: Энтони Дод Мэнтл.
В главных ролях: Дев Патель, Фрида Пинто, Анил Капур, Аюш Махеш Хедекар, Азхаруддин Мохаммед Исмаил. В ролях: Рубиана Али, Анкур Викал, Ирфан Хан, Саурабх Шукла, Ашутош Лобо Гадживала, Танви Ганеш Ланкар, Мадхур Миттал.
Награды: 8 "Оскаров" — фильм, режиссер, адаптированный сценарий, оператор, композитор, песня, монтаж звука. 7 премий BAFTA — лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, оператор, композитор, монтаж, монтаж звука песня ("Jai Ho"). 4 "Золотых глобуса" — лучший фильм в жанре драма, режиссер, сценарист, композитор. National Board of Review, USA — лучший фильм, сценарий, прорыв года (Д.Патель). British Independent Film Awards — лучший независимый британский фильм, режиссер, дебютант (Д.Патель). Austin Film Festival — приз зрительских симпатий. Black Reel Awards — лучший актер, прорыв года (Д.Патель). Camerimage — "Золотая лягушка" (лучший оператор). Chicago Film Critics Association Awards — лучший фильм, адаптированный сценарий, прорыв года (Д.Патель). МКФ в Чикаго — приз зрительских симпатий. Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший режиссер. New York Film Critics Circle Awards — лучший оператор. Southeastern Film Critics Association Awards — лучший режиссер, лучший сценарий. МКФ в Торонто — приз зрительских симпатий..
Интересные факты о фильме:
Дэв Патель был найден на роль случайно, после того, как подходящего актера не удалось найти в густонаселенной Индии. Протеже Пателя стала дочь Дэнни Бойла, увидавшая его в английском телесериале "Скины".Версия для печати
Я сейчас не лукавлю и не ёрничаю — я действительно считаю, что Дэнни Бойл снял идеальный эксплотейшн. Эксплотейшн не в том смысле, что там насилие и длинноногие девки (хотя, конечно, и насилия, и длинноногих девок в фильме предостаточно), а в том, что картина просто и бесхитростно эксплуатирует самые примитивные человеческие инстинкты. "Покажи человеку голую бабу — и у него встанет хуй, а покажи маленькую умирающую собачку — и он будет плакать", так кажется писала Ева Пунш, превратившая Дядьку Димку в литературного персонажа. Дэнни Бойл показывает нам самые примитивные, архетипичные картины "за жисть", реакция на которые предсказуема на сто процентов. Но делает это мастерски, как и все, что делает Бойл (да, да, я искренне считаю Дэнни Бойла высококвалифицированным мастером).
Именно этим обусловливается разделение мнения критиков: большая часть однозначно расхваливает картину, а оставшиеся в меньшенстве критиканы никак не могут собрать в кулак собственное мнение. Плюсы фильма в том, в чём вообще плюсы любого эксплотейшна: он не даёт оторваться от экрана, и заставляет сопереживать, сопереживать на каком-то примитивном, животном уровне. Минусы — в безыскусности и безнадёжной вторичности всего, что мы видим на экране.
"Если бы я был мудаком" (я думаю, я попробую защитить копирайт на это словосочетание), я бы наверняка написал что-нибудь типа: "Миллионер из трущоб Дэнни Бойла — это смесь "Без семьи", "Однажды в Америке" и "Ромео и Джульеты" с погрешностью на двадцать первый век как в эстетике, так и в градусе реалистичности". Но я, разумеется, не мудак, поэтому подобную ерунду я писать не буду. "Миллионер из трущоб" — это просто очень простая и качественная история, построенная на чистых эмоциях без малейшей примеси разума (кстати, думать о том, что происходит в фильме, категорически запрещается — иначе начинаешь замечать диковатые нескладухи), что является и её достоинством, и её недостатком одновременно.
Мне фильма понравился, я вообще люблю эксплотейшны. Мне и насилие нравится, и длинноногие девки (ооо, они иногда просто божественны). Единственное, что мне здорово резануло глаз — это идея, благодаря которой фильм и стал таким популярным (ооо, Золотой глобус — это далеко не потолок, подождите, фильм ещё "Титаника" переплюнет по числу наград). Я имею в виду идиотскую идею о судьбе и предопределённости. То, что эта идея является не побочной сюжетной линией, я именно стержнем картины, нам ярко демонстрирует ситуация с последним вопросом. - Почему именно "А"? - Так... А! Нам явно хотят сказать, что, в принципе, даже если бы главный герой и не знал правильного ответа ни на один вопрос, и ему задавали бы исключительно вопросы выше его понимания, он бы выиграл. У него нет шансов проиграть. Хуле — сутьба! От которой, как известно, не уйдёшь. В эпоху разрушения устоявшихся веками взаимоотношений церкви и общества, люди всё больше и больше отходят от догм классических религий, приближаясь к мысли о том, что слово изречённое есть ложь. И потому так популярны становятся идеи мистического характера с невысказанными и непознанными догмами: например, концепция судьбы. Я, в общем, чего хочу сказать: фильм Бойла обречён на успех у зрителя. В чём, пожалуй, заключается его главный недостаток.
ЗЫ: кстати, по поводу картинки, которую можно лицезреть вверху слева. Как всё-таки стандартны франшизные телешоу!!! У нас, в хохляндии, точно такая же студия была, точно такая же музыка в студии играла, и даже ведущий чем-то похож был. Такой же мудак, наверное.
От этого фильма невозможно оторваться, квинтэссенция массового кинематографа. Это как если бы ты сел в вагончик американских горок — и несешься вниз, разевая рот, и ветер треплет щеки под аккомпанемент "АААА!". Из сомнительных ингредиентов Бойл собрал штуку... Пока я это писала, я поняла: "Миллионер из трущоб" — это новый "Форест Гамп", насыщенный большим количеством событий и лишенный придурковатого оттенка. Я терпеть не могу Фореста Гампа, поэтому такую смену встречу с радостью. Интерес к этнике, история нищего, ставшего миллионером, странствия беспризорников, опасности, любовь сквозь века (Латика!), индийские песни... Самое здоровское — это идея про совпадения, которая позволяет знающему не очень много, но обладающему жизненным опытом парню ответить на разноплановые вопросы. Бойл снял про индийцев то, чего всем (кроме них, возможно) хотелось — драматический экшн, в котором все пропорционально, туго, ярко. Когда осадок рекламы и мимолетных интересов оседает, остаются как раз такие фильмы. Их ставят на полочку в семейные коллекции люди. Их можно показывать любому пришельцу, потому что его гарантированно захватит; заряд хорошего настроения, сказка.
Есть только одно "но". Мы, зрители, — как те прилипшие к телевизорам индийцы, желающие, чтобы бродяга стал миллионером. После слова "конец" они отлипают и идут готовить еду или спать. Возможно, Бойл снял слишком хороший фильм. Он не постеснялся сделать то, что другие бы постеснялись, — придать истории счастливый финал, в котором злодей наказан, свершилось раскаяние и любовь торжествует. За болливуд ругать не получается.
Хм. А кто-нибудь верит, что в игре "Как стать миллионером?" последним вопросом будет именно такой?
После блестящего дебюта с черной комедией "Неглубокая могила" Дэнни Бойл закрепил успех с не менее черной комедией "Trainspotting", а потом начал сливать. За 12 лет он выпустил только один пристойный фильм – "28 дней спустя", и многие поставили на шотландце крест. Я-то точно поставил крест и приколотил его к Бойлу гвоздями. Но режиссер неожиданно воскрес.
"Миллионер из трущоб" – смесь Болливуда с нео-неореализмом в духе "Города бога" Мейреллеша. Вариант беспроигрышный – чему свидетельством являются многочисленные призы "зрительских симпатий" на различных фестивалях. То есть, Бойл сделал то, чего никогда не делал самый великий индийский режиссер Сатьяджит Рей и потому вечно оказывался за бортом восприятия массового зрителя.
Хороша композиция фильма. Простой мумбайский парень по имени Джамал выигрывает в телеигре "Кто хочет стать миллионером" десять миллионов рупий, после чего сразу оказывается в полицейском участке. Ведется допрос с пристрастием. Ни у кого нет сомнений, что парень – мошенник. А если мошенник, значит, его надо расколоть. Следователь проматывает запись телеигры, и Джамал объясняет ему, откуда знает ответы на вопросы. Ответы на вопросы он знает из обычной жизни, поскольку не только является наблюдательным и сообразительным мальчиком, но и сама жизнь заставила его многое запомнить, оставив кровавые рубцы в душе.
Истории из своей жизни Джамал рассказывает следователю (зрителю) иногда после того, как был задан вопрос в телеигре, а иногда "до", но всегда следуя хронологии событий. То есть, ответы на вопросы, задаваемые на ранней стадии игры, находятся в раннем детстве Джамала, – и так далее. Это удобно для зрительского восприятия, но кажется надуманным.
Самое примечательное, что история рассказывается зрителю в буквальном смысле из-под палки. Как бы допрос с пристрастием ведет не следователь, а зажравшийся зритель, желающий теперь откусить кусочек "подлинной Индии".
Фильм отличает фирменный почерк Бойла: съемка под углом, быстрая смена планов, стремительное движение камеры. Фильм сделан очень внимательно, продуманно. Каждая сцена связана с предыдущей не только сюжетно, но и на символическом уровне: например, Джамал промывает водой глаза и тут же слышит чарующие звуки оперы. Его глаза, которых он мог лишиться, если бы своевременно не удрал из Бомбея, напоминают зрителю о предыдущих сценах, а звуки музыки пробуждают в Джамале чувства, напоминают о Латике, которая осталась в Бомбее, и определяют будущие сцены.
Ближе к финалу фильм лишается ретроспективности. 1 час 40 минут зритель знал некие базисные вещи. Он знал, что Джамал выиграл 10 миллионов и уцелел во время жизненных передряг, зрителя интересовали подробности. Последние 20 минут пронизываются неопределенностью. Зритель, уже хорошо знакомый с Джамалом, начинает реально волноваться за его судьбу. Неуловимо меняется и сам жанр. Фильм превращается в махровейшую мелодраму.
Я понимаю, что фильм снят по роману индуса, и у них сентиментальность в крови. Кроме объятий, всеобщего ликования, начинаются сплошные условности и привязки за уши. Чего стоит идиотский вопрос (а стоит он ровно 20 миллион рупий!): "Как звали третьего мушкетера?" Этот вопрос возникает только потому, что Джамал и его брат называли друг друга Атосом и Портосом, и Джамал мечтал, что Латика станет третьим мушкетером. Естественно, что она никаким мушкетером стать не может, потому что девушка (яблоко раздора и т.д.). У нее совсем другое предназначение в жизни Джамала, и поэтому она не может дать правильный ответ во время "звонка другу".
Но ко всему прочему неожиданно пропадает куда-то и четкость Бойла, тает словно сахар и превращается в сладкий сироп. Начинается какая-то еле уловимая лажа в кадре. Скажем, в начале телеигры (в начале фильма) Джамал, если хотел выразить отрицание, кивал, а если соглашался, то мотал головой. У индийцев все не как у людей! Но в конце фильма Джамал вдруг начинает кивать в случае согласия, и наоборот, — то есть, превращается в европейца.
Впрочем, эти мелочи не мешают в полной мере насладиться захватывающим действием. А в финальных титрах, кстати, подчеркивая условность финала, всю эту судьбоносность, которой пронизана сказочно-реалистичная картина Бойла, Джамал и Латика спляшут настоящий болливудский танец на перроне в окружении счастливых индусов и индусок...