Чехословацкое жанровое кино, которое снималось во времена "развитого социализма", оригинально и одинаково. Чехословацкие фильмы совершенно лишены агрессивности, и даже если в них присутствует сатира, то на самом зачаточном уровне. Да и не сатира это по большому счету, а пародия. Один из самых видных чешских режиссеров Иржи Менцель в фильме "Я обслуживал английского короля" сформулировал: "чехи не воюют". Чешские фильмы легко можно отличить от польских или, например, венгерских. В них нет агрессивности, зато хватает абсурда, а кроме того, зашкаливает уровень "игривости".
В чешской кинофантастике практически нет каких-то новаторских идей или пророчеств – что касается содержательной части, а не технической. Ольдржих Липский снял типичную чешскую фантастическую комедию, в которой обслуживаются и обсмеиваются стереотипы "нормального" кино. За основу взят уже классический сюжет: путешествие в прошлое, чтобы изменить настоящее. Сет-ап обескурживает: в будущем по неизвестной причине у женщин начинают расти бороды. Феминистки не собираются расставаться с бородами, но мнение большинства, мужчин и нефеминисток, заставляет приложить максимум усилий для того, чтобы вернуть все на круги своя. Виновным оказывается Эйнштейн. Тратятся значительные средства на изобретение машины времени, и, наконец, экспедиция из трех ученых (заметьте, не киллеров и не сотрудников спецслужб), среди которых хорошо бритая женщина, отправляются в прошлое, чтобы убить бедолагу Эйнштейна. Это такой своеобразный чешский юмор.
Угрожающим является только название фильма – "Я убил Эйнштейна, господа". Как я уже говорил, чешские фильмы не агрессивны, а игривы. Поэтому с самого начала все идет наперекосяк.
Единственное, что может напрячь чешских фантастических комедиях – это верность чувству абсурда, утомительная последовательность, логичность нелепых событий. Что не может не вызывать какую-то потустороннюю тоску.
Дмитрий Савочкин:
Зачем убивать Эйнштейна? Лучше сделать его своим рабом, и заставить стирать себе носки.
Очень неплохая чешская комедия на тему путешествий во времени, научно-технического прогресса и терроризма в эпоху развитого социализма. Впрочем, про развитой социализм я так добавил, от себя, в фильме его незаметно, разве что на фоне, чуть-чуть.
В фильме есть много удачных находок, и практически столько же неудачных, поэтому даже не знаю, с чего начать. Начну с плохого.
Есть общая идиотическая черта, которая объединяет все фильмы о путешествиях во времени. В них сумасшедший учёный изобретает машину времени, чтобы отправиться в прошлое, и сказать своей бабушке, чтоб она не клала в пирожки так много кленового сиропу, потому что у будущего изобретателя машины времени от него понос. То есть, обладая таким невероятным ресурсом, как способность изменять время, наш изобретатель не находит ничего лучше, как решать какие-то семейные проблемы, или, на худой конец, спасать или – напротив – убивать какого-то человека, который в исторических масштабах в любом случае окажется букашкой. Хотя любому дураку ясно, что на машине времени надо отправиться в 1920 год, убить Колчака, и спиздить золотой запас России. Но до того, что очевидно любому дураку, киношники дошли лишь в 1994 году, когда на экраны вышел Таймкоп: фильм собственно и начинается с вышеописанной сцены с Колчаком.
Вот и в "Я убил Эйнштейна, господа" герои одержимы идиотской идеей убить Эйнштейна. Вероятно, это должно быть смешно, но специфика чешского юмора такова, что до меня лично шутки доходят через раз: раз – смешно, раз – хуйня какая-то. Поэтому юмора самой ситуации я не оценил. Ну, группа идиотов отправляется в прошлое, чтобы сделать там не пойми что не пойми зачем. Ну и?
Дальше начинается веер переплетающихся событий, которые, в итоге, оказываются и интересными и забавными. Скажем, сцена, где герой становится на стул, чтоб приделать к люстре ангелочков, и обнаруживает что приклеился – а в этот момент начинает играть твист. Это прекрасно. Или сцена с раздеванием.
К несчастью, в грудах жанровых клише гибнет прекрасное начинание – а потенциал у фильма, как сегодня, с высоты 21 века, можно высокомерно утверждать – куда выше, чем было раскрыто в фильме.
Я бы, например, с удовольствием взялся бы за римейк картины. В этом римейке в результате вмешательства незадачливых путешественников-во-времени Эйнштейн стал бы членом Национал-социалистической партии, победил бы во внутрипартийных интригах Гитлера (которого позже сгноил в концлагере) и начал бы войну с Советским Союзом под предлогом антисемитского устройства последнего. А помогал бы ему Троцкий. Был бы министром пропаганды, вместо Геббельса. Вот это было бы кино!
А так... мелковато получилось. Хотя и ничего да, к просмотру рекомендую. Резюме: зачот.