Бывает же такое — Уве Болл снял приличный, добротный фильм. И не по видеоигрушке, а про Вьетнамскую войну. И знаете что, оказывается для того, чтобы он снимал не говно надо просто оттащить его на какое-то время от видеоприставки и ограничить в средствах. Примерно в восемь раз. За 60 лимонов он снимает ужос-ужос, а за 8 — фильм, о котором некоторые критики говорят примерно следующее: если бы он снял этот фильм в 86-ом, то "Оскара" дали бы ему, а не Оливеру Стоуну за "Взвод". Ото такэ.
Прежде всего, он поднял тему, о которой во всех широкоизвестных фильмах про Вьетнам не было ни эпизода. О спецподразделении так называемых "туннельных крыс", занимавшихся поиском и уничтожением партизанских туннелей, коими, как известно, был изрыт чуть ли не весь Южный Вьетнам. В принципе, я смотрел, пожалуй, все значимые фильмы о том вооруженном конфликте, причем, иные по нескольку раз — нигде ведь не было такого, да. Ну, вот давайте навскидку перечислю самые-самые фильмы про Вьетнамскую войну, может кто поправит, припомнит хоть упоминание об этих кошмарных туннелях из которых вьетконговцы выскакивали, словно черти из табакерки и так же внезапно, как призраки, в них исчезали: "Апокалипсис сегодня", "Охотник на оленей", "Взвод", "Цельнометаллическая оболочка", "Доброе утро, Вьетнам", "Рэмбо 2", "Мы были солдатами" "Диверсант"... Еще, помнится, в детстве смотрел в кинотеатре какой-то чисто вьетнамский фильм про войну — там еще девочка рассматривала орхидею, как вдруг пролетел американский самолет и убил малышку, отчего из нее в реку вылилось очень много ядовито-оранжевой крови. Нигде ведь не было про туннели, да?
Людям, страдающим клаустрофобией этот фильм смотреть не рекомендуется. Разве что вынести экран в чистое поле. Один из типичных моментов: американец, ползущий по туннелю, в котором не развернутся, чудом убивает подобравшихся к нему вплотную с обеих сторон партизан. И чтобы ползти дальше, ему приходится ножом по кусочку резать один из трупов! Ползущие по этим червоточинам солдаты постоянно попадают в хитроумные ловушки и мрут страшной смертью. Не слаще приходится и партизанам.
Фильм снят очень реалистично — ноль визуального гламура, ни намека на пафос. Вот уж действительно на войне как на войне. Нет таких эпизодов, чтоб кто-то бежал, а по нему стреляли со всех сторон и не попали. Если прозвучала автоматная очередь, каждый получил свою пару-тройку пуль. Бой в лесном лагере — полнейшая неразбериха, безнадега и хаос, страшное месиво: бойцы обоих сторон рассредоточены в случайном порядке, стреляют друг по другу со всех сторон. Никаких красивостей, никаких эффектных кадров, замедлений и прочего глянца. Каждая смерть на протяжении фильма совершенно внезапна, неуклюжа, нелепа и страшна — американец ли, вьетнамец ли. А главное, ни одна из воюющих сторон в фильме не демонизируется, не позиционируется однозначно как "свои" или "враги" — совершенно отстраненный, беспристрастный взгляд.
Короче, Уве Болл посрамил своих хулителей. Он не бездарь. Просто не особо блещет талантом. Нормальный середнячок. Вот и в этом фильме первая половина чересчур уж незатейливая. Он довольно долго, нудно и безыскусно знакомит нас с персонажами, стараясь вызвать у зрителей симпатию ко всем этим новобранцам, мечтающим после войны кто купить яхту, кто жениться, кто обожраться после голимой армейской хавки мамиными пирожками... Весь этот постылый наивняк может поначалу и отбить охоту смотреть фильм. Да и, потом, как их всех можно в дальнейшем отличить, чтоб кому-то особенно сопереживать? Все в одинаковой военной форме, все малоразличимы темноте туннелей. Это как с "Черным ястребом". Смотрел два раза с промежутком в два года и не бросилось в глаза ни одного знакомого еблища. А потом с удивлением узнал, прочитав список актеров, что в фильме "звезда" на "звезде" и "звездой" погоняет! Пересмотрел еще раз и все равно в большинстве сцен не различал кто есть кто.
Так что Болл напрасно это затеял. Кумарят зрителя все эти предсказуемые разговоры за жизнь, которые ведут простые и скучные американские хлопцы. Или вот еще перебор: командир (Майкл Парэ!) без суда и следствия вешает вьетконговского снайпера, убившего пятерых бойцов. Но все его подчиненные начинают негодовать, строить страшные мины, нарекать капитану, мол, у нас в Висконсине это считается убийством, окстись и т.д., смотрят затравленными зверьками на казнь, а потом зам. командира долго, очень долго пялится в камеру и вдруг начинает... рыдать.
Да, поначалу, есть перебор. Так что до шедевра фильм все же не дотягивает и, конечно же, вряд ли бы фильму дали "Оскара" даже в 86-ом и даже если б ему тогда не пришлось бы конкурировать со "Взводом". Впрочем, вторая половина изглаживает из памяти всю нарочитость, искусственность первой. Возможно, потому, что ползая по узким туннелям актерам не нужно было что-то говорить и лицедействовать — правдоподобие получалось само собой. Любой из нас, попав в длинную узкую трубу, невольно станет великим актером.
Кстати, еще мне показались несколько неправдоподобными джунгли. Все "вьетнамские" фильмы снимались в соседнем Таиланде или, там, на Филиппинах, так что глаз, типа, наметан. А тут вдруг какая-то не та растительность. Специально посмотрел где проводились натурные съемки. Оказывается в ЮАР. Ну, хорошо хоть не в Канаде.