Режиссер:
Федор Бондарчук. Сценарий: Олег и Марина Дяченко, Эдуард Володарский (по одноименному роману братьев Стругацких), Оператор: Максим Осадчий, Композитор: Юрий Потеенко.
В главных ролях: Василий Степанов, Юлия Снигирь, Петр Федоров. В ролях: Сергей Гармаш, Гоша Куценко, Михаил Евланов, Алексей Серебряков, Федор Бондарчук, Анна Михалкова, Андрей Мерзликин, Сергей Барковский.
Интересные факты о фильме:
В массовке участвовало более 7000 человек, было пошито 3000 костюмов и 400 пар обуви, разработано 300 оригинальных огнестрельных стволов, было использовано около 450 кг грима и 1350 кг пиротехники в тротилловом эквиваленте.
В съемках приняли участие 9 танков Т-64 и 4 БТР'а.
На основных объектах съемок в Москве и Крыму было выстроено 300 комплексов декораций, детально воссоздающих материальный мир далекого будущего на планете Саракш – от космического корабля и белой субмарины до урбанистических инопланетных пейзажей ХХII века, заброшенной промзоны и фантасмагорического города изгоев-мутантов.
География съемок была чрезвычайно обширна. Стартовав 14 февраля 2007 года в Москве, группа отправилась в длительную экспедицию. Площадкой для съемочной группы стала практически вся территория полуострова Крым.
За всё время съемок Федор Бондарчук произнес слова "Мотор!" и "Стоп" около 20000 раз.
Роман "Обитаемый остров" был написан братьями Стругацкими в 1968 году и по требованиям советской цензуры претерпел более 980 изменений исходного текста. Версия для печати
1-го января каждого года – время "главных российских фильмов года". 1-го января 2009 года главным фильмом стал "Обитаемый остров. Часть первая" Федора Бондарчука, снятый по повести (как бы даже не романа) братьев Стругацких.
Чтобы не мучить торопливых читателей рецензий долгим и занудным пиздежом, сразу скажу, что фильм является смесью совдепии с голливудом, которую замесил не слишком талантливый режиссер. И вряд ли в данной характеристике кто-то усомнится, не считая тех, кто фильм снимал.
…Начало картины говорит о многом. Тем юным зрителям, кто не знаком с "мирами Стругацких", особенно ранних Стругацких, придется задуматься на две или три секунды о том, в какой такой "свободный поиск" отправляется метросексуал Максим, сидящий посреди приветливо подмигивающих мониторов его личной космической квартирки, сделанной, видимо, в Китае, — если каждый чувак может себе такое позволить. Зрители на несколько лет старше попытаются словить кайф от лицезрения космического корабля Максима, который похож своими медленными щупальцами (не Максим – корабль!) на проклятых роботов, поработивших человечество в "Матрице". При этом Максим ведет терпеливую трансгалактическую беседу с назойливой бабулей, которая пытается вернуть парня из "свободного поиска" на истинный путь (в частности, разобраться с сексуальной китаянкой из Шанхая). Эта беседа – привет Р.Викторову и его "Через тернии к звездам". Иначе говоря, привет зрителям еще более старшего возраста.
Потом Максим ебнется на страшную планету, где всё выкрашено под милитари и построено под многоэтажные бараки, но, благодаря своей генетической киберзакалке, будет наблюдать это со стороны приветливого и всесильного туриста.
В фильме присутствует мрачная интонация. Люди, населяющие трудный мир Саракша (массаракш! — "еб твою мать, Саракш!"), умеют говорить и приказывать, но не умеют понимать. Роман был написан в начале 60-х. Фильм был бы гораздо более успешен, если бы его создатели не стали размениваться на метафоры (в отличие от Стругацких, которые не могли этого не делать), и отправили бы Максима Камерера на Землю — пусть бы даже это и напоминало "Планету обезьян" вместе с оригинальным, в 1951 году снятым, "Днем, когда остановилась Земля". По-крайней мере, это было бы действительно похоже на реальный "вклад Федора Бондарчука в борьбу с тоталитаризмом".
"Обитаемый остров" – один из самых дорогих фильмов, снятых в России. Ребята, которые отрывали деньги от сердца, наверняка хотели эти деньги вернуть. Я не могу отделаться от впечатления, что эти ребята были (а также надеюсь, что останутся, никуда не денутся и дадут денег на вторую часть) очень насмотренными. Поэтому всё в фильме напоминает зарубежные аналоги, от категории А до категории Z. Режиссер виден только в одном: в один раз взятой и никак не изменяющейся ноте. У него каждая сцена — кульминационная. Фильм монотоннен, как пресловутая песнь бурлака. Или это как если тебе пять лет, тебя укладывают спать, и ты покорно ложишься спать, потому что обещали почитать сказку. Но тебе сказку не читают, а восторженно ее бормочут.
Кино и не плохое и не хорошее. Кино никакое. На телесериал похожее. Как раз для таких фильмов на Экранке.ру существует оценка 2,5. Кино, которое никого и никак не трогает.