Интересная экранизация романа Герберта Уэллса. Да, марсиане действительно прилетают и завоевывают Землю, но делают это при помощи самих же землян. Фильм сделан в духе Кафки, с типичным кафкианским абсурдом и типичной кафкианской фантастикой: самые фантастические существа – сами люди, они – жертвы обстоятельств и своей собственной пассивности, а значит, чтобы заиметь над ними власть, не понадобятся треножники и лучи смерти. Людей можно просто заморочить. Марсиане "приходят с миром", готовы поделиться открытиями, готовы, короче говоря, протянуть человечеству руку. Они хотят дружить. Нечто подобное было изображено в комедии Тима Бартона "Марс атакует!". Но фильм Петра Шулькина – тягостный соцреализм, хотя действие происходит в какой-то капстране. С марсианами сотрудничает власть, особенно усердствуют силовые структуры. Наступает жестокий тоталитаризм, когда людей вынуждают "любить" инопланетян и сдавать кровь – ради своего же мнимого блага.
Сюжет фильма не расходится с сюжетом Уэллса. Во время вторжения марсиан главный герой пытается добраться до жены. В фильме Шулькина местные омоновцы или что-то типа того врываются в квартиру главгера, все крушат, жену похищают. На изумленный вопль главгера "Чего вы хотите?!", отвечают: "Любви". "Кого я должен полюбить?" — "Их" (тыкают пальцем в сторону марсианина, деловито пишущего на картине, висящей на стене, "Все, что нам нужно, – любовь"). Герой будет таскаться по разным инстанциям в поисках жены. Так же как в романе был некий сумасшедший артиллерист, который собирался оказать партизанско-подземное сопротивление марсианам, в фильме появляется сумасшедший бомж, который пытается организовать сопротивление телевидению… И тут следует оговориться, что фильм сделан не только по мотивам романа Герберта Уэллса. Режиссер и автор сценария Петр Шулькин вдохновлялся так же радиоспектаклем Орсона Уэллса, который знаменит тем, что свел с ума половину Америки, выдавая мнимое вторжение марсиан за истинную реальность. Фильм не о пришельцах, а о глашатае лжи – средствах масс-медиа. Главный герой фильма – ведущий новостей Айрон Идем. Когда он читает новости, он лучится оптимизмом. Но когда программа заканчивается, он снимает парик и превращается в грустного, унылого человека, такого же зачморенного как и все остальные люди. Он проходит через различные мытарства, и его характер начинает меняться. Из "терпилы" "железный" человек превращается в оппозиционера. Однако горькая ирония заключается в том, что когда Айрон выходит на сцену, объявляет аудитории о том, что завязывает с телевидением, и читают суровую отповедь болванам-людям, его пафос оказывается не нужен. Инопланетяне улетели. Теперь царят другие настроения, анти-марсианские.
И да, кстати. Действие фильма происходит накануне Нового года (о чем, в принципе, зритель никогда бы не догадался, если бы герой фильма не начинал выпуск новостей с короткого пояснения для пребывающих в безвременьи публики: "Сейчас 28 декабря".