Фильм немца турецкого происхождения Фатиха Акина, хорошо известного по фильмам "Солнце ацтеков" и "Головой об стену", появился сразу после "Вавилона" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, а тот, в свою очередь, появился сразу после оскаровского триумфа "Столкновения" Пола Хаггиса. Все эти фильмы легко можно засандалить в одну трилогию, потому что сделаны они по одной схеме.
"По другую сторону" вышел в американский прокат, а потом и в наш, под названием "На краю рая", – таким образом в титр вылезает религиозный подтекст, как и "Вавилоне".
Если "Вавилон" показывает, как одна случайность может показать, насколько люди не понимают друг друга, и как эта случайность может повлиять на их судьбы (эта случайность отражается на судьбах людей четырех национальностей), то фильм Акина в этом плане более скромен. Режиссер показывает то, с чем знаком не понаслышке, его фильм посвящен взаимоотношениям турков и немцев.
Впрочем, легко можно обобщить сюжет фильма Акина: его фильм посвящен столкновению и трудному взаимопроникновению европейской и азиатской культур.
В фильме отсутствует завязка как таковая. Просто показывается обочина шоссе, где-то в Турции. Небрежно одетый молодой турок жмет на тормоза авто, заходит в обычный придорожный магазинчик, поздравляет продавцов с Байрамом, покупает бутылку ракии, бутерброд и уезжает. Следующий кадр – этот парень, уже одетый прилично, едет в немецком поезде. Соответственно, возникает вопрос (узнать ответ на который не очень-то интересно), как он оказался на том шоссе, зачем и кто он такой, раз уж на нем остановила свой взгляд кинокамера? Ответ, безусловно, будет дан в финале, – фильм модно закольцован. Однако, важен не вопрос, а обстоятельства. Фильм начинается и заканчивается мусульманским праздником Байрамом, праздником жертвенности. Персонажи фильма – жертвы обстоятельств, окружающей нас реальности. Зачастую эти жертвы так же трагичны, как и случайны.
Сюжет перессказывать не буду. Так же, как и в "Вавилоне", только гораздо более искусно, переплетаются судьбы людей – турков, живущих как в Турции, так и в Германии, и немцев, живущих как в Германии, так и в Турции. Где искусность, там и искусственность: даже учитывая "узкость прослойки" (немного сыщешь турков, преподающих в немецком университете немецкую литературу, и немцев, содержащих в Стамбуле книжный магазин с литературой на немецком языке), события фильма, все эти совпадения и взаимосвязи, совершенно невероятны. А если учесть то, что Акин постарался впихнуть в сюжет ВСЕ "волнительные темы" (конфликт отцов и детей, конфликт матерей и дочерей, юношеский максимализм, долбоебизм и тягу к разрушению, интеграцию в чужом обществе, проституцию, лесбиянок, курдских детей в трущобах Стамбула, терроризм, криминал, турецкое юридическое право и т.д. и т.п.), то сценарий кажется чудовищно надуманным.
Но в том и заключается режиссерское мастерство Акина, что его фильм снят в стиле жесткого реализма, и потому надуманный, морализаторский сценарий проглатывается как ни в чем ни бывало. А фильм действительно получился морализаторским. Режиссер, конечно, никого не осуждает, но словами Гёте (повторенными дважды, как и обайрамленная сцена в начале и конца фильма) озвучивает свое негативное отношение к революционной деятельности турецких антиглобалистов-террористов и свое лояльное отношение к современному турецкому и европейскому обществу, предпринимающему, по его мнению, все усилия для относительно достойного существования человека на земле. Нехуй горячиться, как бы говорит он, это свойственно только глупым юнцам, да глупым старикам. Акин призывает к разумности, пониманию и хладнокровной терпимости. Иначе не избежать страданий.
Можно, конечно, долго рассуждать о том, что в жюри Каннского фестиваля 2008 года зависал турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы, Орхан Памук, и поэтому две премии достались Фатиху Акину...
Но, в конце-то концов, вся эта "политизированная этнография" дело рук немца-турка, к тому же талантливого режиссера... разумеется, все это очень интересно!