Режиссер:
Майк Николс. Сценарий: Колдер Уиллингэм, Бак Генри (по роману Чарльза Уэбба), Оператор: Роберт Сёртис, Композиторы: Пол Саймон, Дейв Грузин.
В главных ролях: Дастин Хоффман, Энн Бэнкрофт, Кэтрин Росс. В ролях: Уильям Дэниелс, Мюррэй Хэмилтон, Элизабет Уилсон, Бак Генри.
Награды: "Оскар" — лучший режиссер. 5 премий BAFTA — лучший фильм, режиссер, монтаж, сценарий, самый многообещающий новичок (Д.Хофман). Гильдия режиссеров Америки — лучший режиссер. 5 "Золотых глобусов" — лучший фильм в жанре "комедия или мюзикл", лучшая актриса в жанре "комедия или мюзикл" (Э.Бэнкрофт), лучший режиссер, лучший дебютант-актриса (К.Росс), лучший дебютант-актер (Д.Хофман). "Грэмми" — лучшая песня. Laurel Awards — лучшая актриса второго плана (К.Росс). National Film Registry New York Film Critics Circle Awards — лучший режиссер. Гильдия сценаристов Америки — лучший сценарий для комедии..
Интересные факты о фильме:
На роль Бенджамина пробовался Роберт Редфорд, но Николс счел, что Редфорд на эту роль не подходит. Отверг он и услуги Джека Николсона.
Хоффман мог и не сыграть эту роль, так как рассматривался в качестве одного из основных кандидатов на роль в "Продюсерах" Мела Брукса.
Изначально на роль был взят Чарльз Гродин, но контракт не был заключен, так как показался актеру слишком мизерным.
В роли миссис Робинсон могла сняться Джуди Гарленд.
Хотя по сюжету миссис Робинсон старше Бенджамина на 20 лет, Энн Бэнкрофт старше Хоффмана всего на 6 лет.Версия для печати
"Выпускник" – прекрасно снятая, остроумная, освежающая, романтическая комедия, посмотрев которую становится понятно, почему она стала одним из рекордсменов проката середины 60-х годов. У Майка Николса получилось сделать кино "и нашим и вашим" – и для хиппи, и для яппи, настоящий шедевр, в котором досконально продумана каждая сцена, но при этом фильм не становится тяжеловесным.
Благопристойный, задумчивый выпускник колледжа Бенджамин возвращается в родное гнездо, в Лос-Анджелес. Он закончил учебу блестяще, и его ждет прекрасное будущее. Отец устраивает вечеринку, дарит сыну автомобиль. Приглашено множество одинаковых гостей, – представители среднего класса, друзья семьи (среди приглашенных нет ровесников Бенджамина). 40-летняя миссис Робинсон с лицом алкоголички, впрочем не потерявшим привлекательности, настаивает, чтобы Бенджамин отвез ее домой, а потом чтобы он зашел в дом и зажег свет, а потом чтобы зашел в комнату ее дочери и посмотрел на портрет, а потом чтобы принес ей в ванную комнату сумочку. Бенджамин всячески противится соблазнению, и в тот вечер ему удается спастись, но на следующий день посулы миссис Робинсон и убеждения как мистера Робинсона, так и родителей Бена, что "молодой человек, к тому же отлично сдавший экзамены, должен развлекаться и смотреть на жизнь проще" бросают его в объятия миссис Робинсон.
Фильм начинается как сатира на буржуазное общество, а сцены соблазнения Бенджамина – самые захватывающие. Хоффман и Бэнкрофт играют великолепно, сцены соблазнения отдают достоевщиной – Федор Михайлович очень любил описывать конфузливость и неловкость наивных персонажей и дьявольскую садистскую проницательность более опытных героев действия. У Майка Николса и его актеров это тоже получается отлично.
Итак, Бенджамин с головой окунается в блуд. "Раздумья о будущем", которыми прежде он объяснял свою задумчивость, становятся предлогом для того, чтобы ничего не делать и в дальнейшем, предаваясь сладкому разврату. Его жизнь "состоялась". Второе развитие сюжет получает с приездом дочери миссис Робинсон – Элейн. Властная миссис Робинсон категорически настаивает, чтобы Бенджамин с ней не встречался, но у Бенджамина есть родители, которые не менее властно (хотя и гораздо более мягко) настаивают, чтобы тот ее куда-то пригласил. Поскольку Бенджамин дал обещание не встречаться с Элейн, то, как "порядочный" человек, во время свидания он делает всё, чтобы обидеть ее и больше никогда с ней не встречаться. Однако, для мягкой и нежной Элейн его поведение оказывается настолько шокирующим, что от горечи и обиды она заливается слезами, Бен приходит в ужас и предпринимает прямо противоположные задуманным усилия – делает все, чтобы ее утешить. А пока утешает, где-то внутри него проходит некий "сравнительный анализ", и он прямо-таки чувствует, что перед ним – ангел, а миссис Робинсон – демон, и, короче говоря, наш Бен отдает свою душу Элейн (о чем та не подозревает).
Таким образом, если первая часть фильма была посвящена жизни Бена в ханжеском взрослом мире (вечеринка ради Бена, где присутствуют только взрослые, секс с взрослой и циничной миссис Робинсон, взрослые родители Бена со своими советами и ценностями и т.д.), и этот мир характеризуется словом "блуд", то вторая часть фильма посвящена самостоятельной, молодой жизни Бена, и она проходит под знаком "любовь". И вот за любовь Бену предстоит основательно побороться, потому что миссис Робинсон, а затем и мистер Робинсон будут делать всё, чтобы он и Элейн не были вместе. Бенджамин принимает решение во что бы то ни стало жениться на Элейн и действует исключительно на свой страх и риск.
Очень символична заключительная сцена картины. Бен крадет Элейн из-под венца и блокирует створки церковных дверей крестом. То есть, "ставит крест" на прошлой жизни и на правилах, которым всю жизнь был вынужден подчиняться. После чего они с Элейн запрыгивают в простой сельский автобус, пренебрегнув брошеной машиной Бена (потому что закончился бензин), и уезжают куда глаза глядят. Единственной ценностью для Бенджамина и Элейн оказывается любовь. Зритель испытывает катарсис :)
Таким парадоксальным образом заканчивается неопределенность в жизни Бенджамина, то есть, то, чем он тяготился по приезду. Да, он отправляется в "свободное плавание", но, тем не менее, он принял решение, — поэтому нет неопределенности.
При этом зритель не испытывает беспокойства за дальнейшую судьбу этих клевых ребят :), то есть нет того, что обычно тяготит зрителя или читателя, когда он досматривает или дочитывает до конца мелодраматическое произведение, состоящее из разлук, размолвок, но почему-то заканчивающееся свадьбой. Режиссер с самого начала обещает Бенджамину большое будущее. Он как был, так и остается яппи. Но при этом почему-то является и хиппи :) Короче говоря, этот универсальный чувак в жизни не пропадет!
Ну, а если вы хотите знать, что стало с молодыми героями в старости, посмотрите "Знакомство с Факерами"…
Собственно, как любят говорить в жыже, см. сабж. Картина "Выпускник", которую ваш покорный слуга посмотрел лишь накануне, относится к разряду краснознамённой классики, множество раз обыгранной, обсуждённой и даже обстёбаной. Меня – до недавнего времени не смотревшего этот фильм – всегда поражало то, что картину обычно перечисляют в "золотой обойме" Хоффмана, наряду с полотнами, за которые он получал все мыслимые и немыслимые призы. Удивляло потому, что это практически один из его первых полнометражных фильмов, и играет он двадцатилетнего парня. Более того – именно после этого фильма, как считается, Хоффмана стали называть звездой, и все поняли, какое большое у него хуй будущее.
Я до поры до времени относился к этим заявкам со скепсисом – видел я молодых и многообещающих звёзд, и почти уверен сегодня в том, что двадцатилетний в принципе ничего путнего сыграть не может (вот, вот, сейчас полетят в мой огород камни... ну и пусть). Именно в этом одна из причин того, что я – осознано или нет – избегал "Выпускника" практически до старческого возраста (до нанешнего, то есть). Другая причина – в том, что "Выпускник" — это романтическая комедия с уклоном в мелодраму. Трудно, наверное, отыскать во всём мировом кино более уёбищный жанр, чем романтическая комедия с уклоном в мелодраму. Я никогда-никогда не смотрю такие фильмы. Совсем никогда. Никогда-никогда. То есть, я хочу сказать... в общем, вы поняли.
Тем приятнее было моё удивление обнаружить, что романтическая комедия (с уклоном в мелодраму) сорокалетней (!!!) давности и с молодым Дастином Хоффманом оказалась на редкость добротным и умным фильмом, с потрясающим изысканным юмором и отличными, достоверными ходами и развязками. Однако в центре всего, эдакий король горы – молодой (хотя и не такой уж юный, я вот только что посмотрел – 30 лет ему было в этом фильме) Дастин Хоффман, играющий на самой грани между недобором и переигрыванием. Хоффман в этом фильме делает практически все сильные сцены, а в некоторых кадрах он жжот, даже не раскрывая рта – чего стоит, к примеру, кадр, когда он впервые заглядывает в гостиничную комнату, это же просто экстаз!
Забавно, кстати, но Хоффман в этой картине не считался главной звездой: первой в титрах идёт титулованная Энн Бенкрофт, весьма сурьёзная актриса, хорошо разыгрывающая с Хоффманом парные сцены. Да, собственно, все актёры в фильме хороши, хотя не один и не прёт так, как Хоффман. Впрочем, тут надо сделать реверанс и в сторону режиссёра: малыш Дастин поддержан здесь добротной выдержкой и олдскульной постановкой каждого кадра. Скажем, могучую сцену, где он в водолазном костюме плавает в бассейне, очень хочется записать на счёт Хоффмана, но, скорее, она на счету режиссёра.
Отдельно скажу о юморе в фильме. Легко могу себе представить человека, досмотревшего этот фильм до конца и ни разу не улыбнувшегося. В фильме практически нет гэгов в привычном понимании, сюжет вполне драматичен (и даже мелодраматичен), и комизм тех или иных ситуаций не подчёркивается, а как бы пролетает мимо, походя. Что уловил – то твоё. При этом большинство комедийных сцен несёт двойную нагрузку: скажем, та же сцена в водолазном костюме, наиболее, пожалуй, близкая современным жопно-сортирным комедиям, воспринимается в первую очередь как серьёзный драматический ход, раскрывающий мировоззрение героя, и уже потом – как нечто забавное или грубое.
В общем и целом: зачот. К просмотру однозначно рекомендую.
"Выпускник" очень ярко высвечивает разницу между настоящим и фальшивым, между статусным и искренним, в конце выдавая такую детскую непосредственность, что становится приятно и легко. "Выпускника" смело можно внести в топ фильмов с неожиданными концовками, мне сразу вспоминались "Любовники", но "Выпускник" гораздо более весел, бодр и жизнеутверждающ. А ведь история совсем проста — часть фильма герой Дастина Хоффмана крутит роман со взрослой женщиной, которая перестает ему быть интересна, когда он совершенно по-настоящему влюбляется в ее дочь.
Как-то мы с друзьями вспоминали актеров, которые нам нравились. "Помнишь того великого актера, который снимался в "Полуночном ковбое", не помню его имени...", — сказал мне друг, мы посмеялись, и Хоффман с тех пор для меня "тот великий актер, не помню его имени". Так вот в "Выпускнике", в полной мере держащемся на феноменальном обаянии Хоффмана, он оправдывает этот титул на все сто. Тут действительно совсем неважно, как его зовут, откуда он взялся и куда потом направится, — он повелевает вниманием. В итоге необязательное, легкое кино становится настоящим манифестом. Здоровский фильм.