Питер Уир снял оригинальный фильм. В нём нет главных героев и нет развязки, в нем есть загадка, но нет разгадки. Правила, по которым строится фильм, нарушает множество правил. Тем не менее, он необыкновенно чарующ. Долгое время считалось – точнее, не опровергалось, что картина основана полностью на реальных фактах, и теперь реальная Висячая скала сделалась местом паломничества туристов…
История Уира начинается с того, что прекрасным летним днем 1900-го года группа учениц престижного австралийского пансионата отправляется на пикник к подножью горы вулканической происхождения, известной как "Висячая скала". Во время пикника четыре девушки взбираются на гору, представляющую собой набор расщелин, открытых площадок и т.д., но из четырех девушек назад возвращается только одна. Когда она бежит, в ужасе и панике, вниз по склону, она замечает только две вещи: пробегающую мимо нее учительницу мисс МакКроу (характерная деталь – мисс МакКроу, судя по рассказу девушки, бежит в одном исподнем) и красное облако, зависшее над Висячей скалой. Больше она ни о чем не может рассказать. Начинаются масштабные поиски пропавших людей, но не приводят ни к какому результату – до тех пор, пока к скале не отправляются два очень молодых человека: англичанин-аристократ, отдыхающий в Австралии у родственников, и его новый товарищ, конюх, прислуживающий его родственникам. Им удается найти одну из девушек. Ирма в бессознательном состоянии пробыла на вершине горы целую неделю, но осталась жива и относительно здорова: никаких следов увечий и насилия – только истощение из-за отсутствия воды и еды. Но она ничего не помнит… Что же касается двух девушек и мисс МакКроу, то они исчезли без следа.
Фильм начинается очень описательно – и будет оставаться таковым до самого конца. Фильм медленный, тягучий, густо пропитан мистикой. Это история о столкновении человека с непознаваемым. Непознаваемым же является природа.
Первые кадры, в которых происходит действие, – это кадры пробуждения. Просыпается главная (главная – только условно) героиня фильма, девушка по имени Миранда. Она – ученица пансионата, в котором дают не столько научные знания, сколько вкладывают в юных девушек, которым только предстоит жить, общепринятые правила хорошего тона, морали, в общем, всего того, что надлежит знать "на автомате" порядочной девушке, будущей жене и представительнице современной английской культуры. Пансионат – замкнутое, закрытое пространство, где девочкам приходится взрослеть. В них пробуждаются сексуальные желания, девочки грезят, мечтают, читают романтические стихи, влюбляются друг в друга и обожествляют друг друга. Неслучайно авторами выбрана дата – 14 февраля, день Святого Валентина (кроме того, если в Европе февраль является последним месяцем зимы, то в Австралии в феврале близится к концу лето, приближается "сочная зрелость").
Эти порядочные девушки затягивают друг друга в корсеты. Мелкая, но характерная деталь: находясь в пути, с огромным энтузиазмом они воспринимают слова сопровождающей их мисс МакКроу, которая сообщает, что после того, как они проедут такое-то селение (последний населенный пункт на их пути), можно снять перчатки.
Когда три девушки оказываются в одиночестве, в относительной дали от цивилизации — на вершине Висячей скалы, они повинуются неизвестному зову и, словно сомнамбулы, стягивают с себя чулки, сбрасывают туфли. Четвертая девушка, толстушка (какая ирония — она обвиняется в толстокожести!) отстает в телесном и чувственном развитии от подруг. Свое недомогание она списывает на какие-то "тупые" и естественные, а не сверхъестественные причины. Поэтому только наблюдает, замерев от ужаса, как три ее подруги, босиком, не реагируя на ее крики, медленно уходят в страшную расщелину и исчезают в темноте.
На вершину, поддавшись "красному облаку", следует и мисс МакКроу. Эта старая дева интересуется природой исключительно с научной точки зрения, но "красное облако" разбивает ее корсет. Еще одна характерная деталь: Питер Уир избегает показа бегущей вверх "по чакре" старой девы. Избегает, потому что это может быть неэстетично.
В первых мизансценах фильма очень много цветов. В комнатах девушек в многочисленных вазах стоят живые букеты. Миранда умывается из тазика, где, помимо воды, лежит охапка раскрытых цветов. Но много цветов и искусственных, – они изображены на не менее многочисленных открытках, шкатулках и так далее. Есть и мертвые цветы. Крупным планом показывается умерщвление цветка – ученица сдавливает его изящным настольным прессом для гербария. Это первый зловещий символ фильма, сделанного в жанре мистического детектива-триллера. Природа враждебна. Девушки – "цветы жизни", которым вскоре предстоит превратиться в "ягодки". И это – метафора, которая, возможно, даже не метафора. "Цветы жизни", которыми являются девушки, уже способны убивать. Цветы, которые сорваны и украшают комнату девушек, – лишь часть природы, безобидная, эстетическая, декоративная, податливая. Но, может быть, Миранде, которая является частью от части природы, не стоило так бездумно-безжалостно убивать цветок и тем самым, возможно, распоряжаться своей судьбой?..
Фильм поэтичен, состоит из нюансов, мелких деталей, многочисленных символов и романтических поползновений (в том числе, "поползновений" в буквальном смысле – вскарабкаться на Висячую скалу не так-то просто). Хочется отметить чрезвычайно чувственную музыку Брюса Смитона. Тема "Climbing the rock" — прекрасна, волнующа.
Фильм "Пикник у Висячей скалы" Уира – кинематографическая аватара символизма, – стиля, невероятно модного именно на рубеже 19-го и 20-го веков. В Австралии, молодой, подчиненной Британии стране, не было великих писателей. Уир блестяще компенсирует этот недостаток собственными наработками в более сложном, коллективном виде искусства – кинематографе.