ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Пикник у Висячей скалы / Picnic at Hanging Rock (1975)


Пикник у Висячей скалы
Средняя оценка: оценка: 5
1975. Австралия. 115 минут.
Жанр: мистика.

Режиссер: Питер Уир.
Сценарий: Клифф Грин (по роману Джоан Линдсей),
Оператор: Рассел Бойд,
Композитор: Брюс Смитон.

В главных ролях: Рейчел Робертс, Вивьен Грэй, Тони Ллевелин-Джонс.
В ролях: Хелен Морс, Кирсти Чайлд, Джеки Уивер, Фрэнк Ганнелл, Анна-Луиза Ламберт, Карен Робсон.

Награды:
BAFTA — лучший оператор.
Академия фантастики, фэнтези и фильмов ужасов — лучший оператор..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Австралийский символизм

Пикник у Висячей скалы оценка: 5

Питер Уир снял оригинальный фильм. В нём нет главных героев и нет развязки, в нем есть загадка, но нет разгадки. Правила, по которым строится фильм, нарушает множество правил. Тем не менее, он необыкновенно чарующ. Долгое время считалось – точнее, не опровергалось, что картина основана полностью на реальных фактах, и теперь реальная Висячая скала сделалась местом паломничества туристов…

nullИстория Уира начинается с того, что прекрасным летним днем 1900-го года группа учениц престижного австралийского пансионата отправляется на пикник к подножью горы вулканической происхождения, известной как "Висячая скала". Во время пикника четыре девушки взбираются на гору, представляющую собой набор расщелин, открытых площадок и т.д., но из четырех девушек назад возвращается только одна. Когда она бежит, в ужасе и панике, вниз по склону, она замечает только две вещи: пробегающую мимо нее учительницу мисс МакКроу (характерная деталь – мисс МакКроу, судя по рассказу девушки, бежит в одном исподнем) и красное облако, зависшее над Висячей скалой. Больше она ни о чем не может рассказать. Начинаются масштабные поиски пропавших людей, но не приводят ни к какому результату – до тех пор, пока к скале не отправляются два очень молодых человека: англичанин-аристократ, отдыхающий в Австралии у родственников, и его новый товарищ, конюх, прислуживающий его родственникам. Им удается найти одну из девушек. Ирма в бессознательном состоянии пробыла на вершине горы целую неделю, но осталась жива и относительно здорова: никаких следов увечий и насилия – только истощение из-за отсутствия воды и еды. Но она ничего не помнит… Что же касается двух девушек и мисс МакКроу, то они исчезли без следа.

Фильм начинается очень описательно – и будет оставаться таковым до самого конца. Фильм медленный, тягучий, густо пропитан мистикой. Это история о столкновении человека с непознаваемым. Непознаваемым же является природа.

nullПервые кадры, в которых происходит действие, – это кадры пробуждения. Просыпается главная (главная – только условно) героиня фильма, девушка по имени Миранда. Она – ученица пансионата, в котором дают не столько научные знания, сколько вкладывают в юных девушек, которым только предстоит жить, общепринятые правила хорошего тона, морали, в общем, всего того, что надлежит знать "на автомате" порядочной девушке, будущей жене и представительнице современной английской культуры. Пансионат – замкнутое, закрытое пространство, где девочкам приходится взрослеть. В них пробуждаются сексуальные желания, девочки грезят, мечтают, читают романтические стихи, влюбляются друг в друга и обожествляют друг друга. Неслучайно авторами выбрана дата – 14 февраля, день Святого Валентина (кроме того, если в Европе февраль является последним месяцем зимы, то в Австралии в феврале близится к концу лето, приближается "сочная зрелость").

Эти порядочные девушки затягивают друг друга в корсеты.
Мелкая, но характерная деталь: находясь в пути, с огромным энтузиазмом они воспринимают слова сопровождающей их мисс МакКроу, которая сообщает, что после того, как они проедут такое-то селение (последний населенный пункт на их пути), можно снять перчатки.

Когда три девушки оказываются в одиночестве, в относительной дали от цивилизации — на вершине Висячей скалы, они повинуются неизвестному зову и, словно сомнамбулы, стягивают с себя чулки, сбрасывают туфли. Четвертая девушка, толстушка (какая ирония — она обвиняется в толстокожести!) отстает в телесном и чувственном развитии от подруг. Свое недомогание она списывает на какие-то "тупые" и естественные, а не сверхъестественные причины. Поэтому только наблюдает, замерев от ужаса, как три ее подруги, босиком, не реагируя на ее крики, медленно уходят в страшную расщелину и исчезают в темноте.

На вершину, поддавшись "красному облаку", следует и мисс МакКроу. Эта старая дева интересуется природой исключительно с научной точки зрения, но "красное облако" разбивает ее корсет. Еще одна характерная деталь: Питер Уир избегает показа бегущей вверх "по чакре" старой девы. Избегает, потому что это может быть неэстетично.

nullВ первых мизансценах фильма очень много цветов. В комнатах девушек в многочисленных вазах стоят живые букеты. Миранда умывается из тазика, где, помимо воды, лежит охапка раскрытых цветов. Но много цветов и искусственных, – они изображены на не менее многочисленных открытках, шкатулках и так далее. Есть и мертвые цветы. Крупным планом показывается умерщвление цветка – ученица сдавливает его изящным настольным прессом для гербария. Это первый зловещий символ фильма, сделанного в жанре мистического детектива-триллера. Природа враждебна. Девушки – "цветы жизни", которым вскоре предстоит превратиться в "ягодки". И это – метафора, которая, возможно, даже не метафора. "Цветы жизни", которыми являются девушки, уже способны убивать. Цветы, которые сорваны и украшают комнату девушек, – лишь часть природы, безобидная, эстетическая, декоративная, податливая. Но, может быть, Миранде, которая является частью от части природы, не стоило так бездумно-безжалостно убивать цветок и тем самым, возможно, распоряжаться своей судьбой?..

Фильм поэтичен, состоит из нюансов, мелких деталей, многочисленных символов и романтических поползновений (в том числе, "поползновений" в буквальном смысле – вскарабкаться на Висячую скалу не так-то просто). Хочется отметить чрезвычайно чувственную музыку Брюса Смитона. Тема "Climbing the rock" — прекрасна, волнующа.

Фильм "Пикник у Висячей скалы" Уира – кинематографическая аватара символизма, – стиля, невероятно модного именно на рубеже 19-го и 20-го веков. В Австралии, молодой, подчиненной Британии стране, не было великих писателей. Уир блестяще компенсирует этот недостаток собственными наработками в более сложном, коллективном виде искусства – кинематографе.

(08.12.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: