Средняя оценка:
1989. США. 102 минуты.
Жанр:
драма.
Режиссер:
Гас Ван Сент. Сценарий: Гас Ван Сент, Дэниел Йост (по роману Джеймса Фогла), Оператор: Роберт Д. Йомэн, Композитор: Эллиот Голденталь.
В главных ролях: Келли Линч, Мэтт Диллон. В ролях: Джеймс ЛеГрос, Хэзер Грэм, Эрик Халл, Макс Перлих, Джеймс Римар, Джон Келли, Грейс Забриски, Уильям С.Берроуз.
Награды:
<b>МКФ в Берлине</b> — C.I.C.A.E. Award (форум нового кино). <b>Independent Spirit Awards</b> — лучший актер (М.Диллон), лучший сценарий, лучший оператор, лучший актер второго плана (М.Перлих). <b>Los Angeles Film Critics Association Awards</b> — лучший сценарий. <b>National Society of Film Critics Awards, USA</b> — лучший фильм, режиссер, сценарий. <b>New York Film Critics Circle Awards</b> — лучший сценарий..
Интересные факты о фильме:
Фильм снят по неопубликованному роману, автор которого, Дж.Фогл, сидел в это время тюрьме за торговлю наркотой. Когда в 90-м году фильм все же вышел на экраны, на обложке красовались Мэтт Диллон и Келли Линч.Версия для печати
Второй фильм Гаса Ван Сента стал культовым. Он моментально попал во все "топы" андеграундного кино. Как ни странно, он шел даже в кинопрокате СССР, который тоже в начале 90-х годов представлял собой странный андеграунд: во всех крупных залах страны крутили исключительно американское кино категории Б (думаю, что это обстоятельство отложилось на психике многих кинокритиков и киноведов, чья юность пришлась на то страшное время).
Так вот, у Ван Гога получилась прекрасная картина я не могу припомнить, если честно, фильма до "Аптечного ковбоя", который не только был бы повязан на тяжелой наркоте и где главным героем был бы торчок… Фильм сделан настолько выверенно-откровенно-артхаусно, что все последующие фильмы про наркоманов, даже такие известные картины, как "Трайнспоттинг" или "Реквием по мечте", могли только следовать тропе, протоптанной Гасом Ван Сентом, и пытаться добиться максимального жизненного правдоподобия при некой изобразительной изобретательности.
Некоторые эпизоды фильма заставляют восхищаться хитроумностью главного героя – Боба, наркомана со стажем, главаря банды "торчков", грабящей аптеки в поисках того самого. Торчки – тоже люди, чей интеллект превосходит интеллект "нормальных" людей, – очень крамольный тезис, выдвинутый Ван Сентом.
Но на самом деле, этот фильм, выглядящий сейчас довольно архаично и дидактично, содержит в себе откровение. Несмотря на то, что Боб, как водится в традиционных фильмах, завязывает с наркотиками, но наркотики (точнее говоря, его "бывший" социум) не завязывает с ним.
Фильм – это предсмертное воспоминание. Перед тем, как отправиться в иной мир, смертельно раненый Боб понимает, чем же для него был героин, чем он является сейчас для его жены, чем он был, есть и будет для массы людей. Жесткая зависимость от наркотиков была гарантом его будущего. Он знал, что его ждет завтра: поиск наркоты. И это давало (в плюс к кайфу) офигенную стабильность. Все люди ходят на работу и большинство из них боится ее потерять. Точно так же торчки боятся потерять свою любимую работу, боятся, что завтрашний день станет для них совсем другим и придется страшно, неестественно напрягаться, чувствуя себя выброшенными на берег китами. Фильм Ван Сента — это больше, чем фильм о потерянном поколении. Это фильм — о "потерянных людях", вроде Робинзона Крузо. Но если Крузо стремился вернуться в социум, то для многих социум является тем же самым "необитаемым островом", с которого, увы, при помощи "обычных средств" сбежать нельзя (причем, никто не знает, ради чего нужно сбегать. Всего лишь есть такая потребность, генетически заложенная изначально).