Режиссер:
Джек Арнольд. Сценарий: Ричард Матесон, Ричард Алан Симмонс (по роману Ричарда Матесона), Оператор: Эллис В. Картер, Композиторы: Ирвинг Герц, Ганс Дж. Сэлтер, Херман Стейн.
В главных ролях: Грант Уильямс, Рэнди Стюарт, Эйприл Кент. В ролях: Пол Лэнгон, Рэймонд Бэйли, Уильям Шэллерт.
Награды: "Хьюго" — лучшая драма..
Интересные факты о фильме:
Студия "Юниверсал" планировала снять сиквел, в котором жена главного героя тоже начала бы уменьшаться. И хотя данный киномаразм не состоялся, на основе этой идеи в 80-х годах начинающий режиссер Джоэл Шумахер сделал сатирическую кинокомедию.
Этот фильм снимался в эпоху, когда человек верил в человека… Это были совсем другие времена. Времена Рэя Брэдбери и его "Марсианских хроник", времена ранних и наивных Стругацких, наконец!.. Джек Арнольд, постановщик посредственных фантастических фильмов вроде "Тарантула" или "Твари из Черной лагуны", которая по неизвестной причине стала культовой, вдруг прыгнул выше головы и сделал не только жизнеутверждающее, но и яркое, талантливое кино, в котором есть что-то очень трогательное. Впрочем, объяснение (далеко не все объясняющее) здесь может быть одно: фильм снимался по роману знаменитого Ричарда Мэтисона (современный массовый зритель знает его по экранизации "Я – легенда").
Уже одна предпосылка говорит о многом. Главным героем является яппи, причем относительный неудачник, который состоит на службе у своего брата, талантливого коммерсанта. Скотт, главный герой, работает рекламным агентом, — то есть, это тот типаж, о которого режиссер ХХI века вытер бы ноги. У него есть милая покладистая жена, милый уютный домик, милая работа, приносящая деньги на обеспечение милой жены и милого домика. Все так мило, что зрителя вот-вот стошнит. Находясь в недельном отпуске и загорая на борту катера, который Скотт одолжил у своего брата Чарли, наш герой вдруг оказывается под воздействием какого-то странного радиоактивного тумана.
После чего начинает быстро уменьшаться.
Прагматичный брат перестает платить Скотту деньги, но советует начать давать интервью, а также написать книгу, пока за него это не сделал кто-то другой. Особо не колеблясь, Скотт соглашается.
И все это время он продолжает уменьшаться. Поначалу его бесит пристальное внимание американцев – прессы и обывателей, таких же, каким был он сам. Но потом ему становится не до этого. Он живет в игрушечном домике, ему даже шьют миниатюрные "цивильные" костюмчики, но он все больше отчуждается от привычного ему мира. Все окончательно меняется тогда, когда он становится настолько маленьким, что его кот Бутч сознает, что эта прямоходящая козявка ничего не может ему сделать, тогда как само животное, следуя своим охотничьим инстинктам, может поймать совершенно удивительное, прежде невиданное создание. Спасаясь от кота, Скотт сваливается в погреб… и окончательно предается забвению. Его супруга, увидев самодовольного Бутча, делает скоропостижные выводы и уезжает с Чарли в другие места, чтобы никогда не вспоминать о случившейся трагедии.
Совершенно мизерный Скотт живет в погребе и пытается обустроиться. Жилищем выступает спичечный коробок. Характерная деталь – Скотт сам себе делает удобную и практичную одежду из клочка материи (тут проявляется косяк мастеров по спецэффектам – хотя в целом спецэффекты великолепны – ткань точно так же миниатюризирована, как и сам Скотт). На поясе Скотт носит булавку. И правильно делает, потому что у него есть враг, – ГИГАНТСКИЙ ТАРАНТУЛ, запутавший своей паутиной кусок плесневелого хлеба, единственного доступного для Скотта пищевого продукта.
Скотт готов сражаться до последнего за свою жизнь и место под солнцем, даже если этим местом является сраный погреб. То есть, он не только смиряется с обстоятельствами, но пытается подстроить эти обстоятельства под себя. В экстремальных обстоятельствах, при убийственном одиночестве, в человеке проявляются могучий характер и отвага.
Но основной пафос картины заключается в финальных сценах, когда Скотт уменьшается настолько, что может выбраться из завоеванных, но мертвенных пространств подвала, напоминающих лунную поверхность. Легко пробравшись через мелкую сетку вентиляции, Скотт оказывается у фасада своего милого домика, выглядящего теперь как ночной кошмар Евгения Замятина или визуализированный фантазм Дэвида Туи.
Глядя на бездонное небо, луну и звезды, Скотт вдруг осознаёт, что "размер не имеет значения". Даже если он скоро станет размером с микроба, то он также важен Богу, как и люди естественного роста. Потому что он сохранил главное – разум. И даже более того, ему выпала честь стать первопроходцем в новых, неизведанных мирах. И кто знает, может быть, через сотни лет, когда людей на планете станет как звезд на небе, они найдут способ жить на на родной Земле безо всякой тесноты и обиды друг на друга…