Посмотрел в минувшую субботу фильм "Куилл", показанный в рамках 40-го фестиваля японского кино в Петербурге. Фильм о псе-поводыре по имени Куилл.
На этом рецензию можно заканчивать. Фильм сделан настолько четко, что сказать о нем больше нечего. Сказано "о псе-поводыре", значит — о "псе-поводыре". И точка. Ничего другого вам не покажут, не помучают душераздирающими драмами в стиле "Белого Бима — Черное ухо". Хотя, конечно, такие опасения были. И некоторые зрители заранее готовили носовые платки.
Но опасения оказались напрасными. Фильм сделан нежно и ретроспективно. Нежно, как щенячья шерсть. Ретроспективно, как клип "Return to innocence" Энигмы — но только в обратном, т.е., нормальном, порядке. Теплое, невинное кино о псе по имени Куилл, который рос до года в семье волонтеров, потом учился в школе собак-поводырей, потом водил непростого по характеру директора общества инвалидов, потом вышел на пенсию и умер. И показано это как история обычной человеческой жизни, которая когда-то начинается, какое-то время длится, и все равно когда-нибудь заканчивается. Разница между человеком и другом человека стирается напрочь олимпийским спокойствием. Да-да, именно спокойствием и смирением дышит фильм. Смирением с собственной судьбой как со стороны животного, так и со стороны человека (и этим "Куилл" схож с таким жестким и вроде бы абсолютно непохожим на него фильмом как "Легенда о Нараяме", которую я с ужасом посмотрел на той же неделе). Попытки давить на слезу в "Куиле" только лишь обозначены. Чувство собственного достоинства, тактичность, желание сделать фильм приемлимым для детской аудитории мешают режиссеру превратить фильм в трагедию, и этим "Куилл" почти что породняется с научно-популярным кино о животных и "заново рождающейся" природе.
Думаю, что оно и к лучшему. Но не рассчитывайте, что фильм вышибет из вас слезу, не рассчитывайте, что фильм заставить вас хвататься потными пальцами за ладошки друга/подруги или накрайняк за подлокотник кресла. Нет. Фильм неистеричен и прост — как обычная человеческая или собачья жизнь.