Режиссер:
Александр Хван. Сценарий: Петр Луцик, Алексей Саморядов, Звук: Вячеслав Ключников.
В главных ролях: Олег Меньшиков. В ролях: Анжела Белянская, Григорий Константинопольский, Владимир Головин, Александр Тютин, Георгий Тараторкин, Фархад Махмудов, Валерия Устинова.
Награды:
1992 — Лучшая работа звукооператора — Вячеслав Ключников ("Ника")
1993 — Лучший сценарий — Петр Луцик, Алексей Саморядов ("Золотой Овен").
Интересные факты о фильме:
Сценаристы Петр Луцик и Алексей Саморядов сотрудничали на протяжении почти десятилетия, написав вместе несколько сценариев. Саморядов погиб в 1994, Луцик умер во сне в 2000.Версия для печати
Олег Меньшиков сыграл главную роль в претенциозной криминальной драме Александра Хвана. Играет он студента сценарного факультета ВГИКа, который пытается вытащить из тюрьмы свою старую знакомую. Эта девочка "бортанула" его четыре года назад, но Андрюха не перестал ее любить. Чтобы раздобыть сумму, причем весьма приличную – 100 000, Андрюха пускается во все тяжкие: рэкет, насилие и так далее. Потом он едет куда-то в на Колыму, и возвращается в Москву с Таней (или как там ее зовут?). Однако, он разводит руками и признается своему другу, тоже студенту ВГИКа: "Зачем я ее притащил? Она стала еще большей сукой, чем была. И пахнет тюрьмой". Он прав. Таня ненавидит его до обморочного состояния, и меньше всего ей нужно, чтобы он ее спасал. Андрей предпринимает поездку на родину, в провинциальный городок, где они вместе выросли. По большому счету, это путешествие в никуда, предпринятое от отчаяния. В конце концов Андрюха остается в дураках, гибнет как "сраный лорд Байрон", и все возвращается на круги своя. Из-за нелепой любви герой "жестокого романса" выпадает из обоймы жизни. В этом определенно есть что-то трагическое.
Фильм, кстати, очень хорошо снят. Это настоящая чернуха. Но чернуха эпическая. Дыхание вечности чувствуется в обшарпанных стенах покосившихся домов, заваленных прошлогодней листвой кладбищах, убогих интерьерах. Фильм определенно снимал интуитивный эстет. Картину можно назвать "нашим ответом" на "True Romance" Тони Скотта, вышедший в том же году. Только в "Дюбе-дюбе" абсолютно отсутствует лиричность, – над героями веет исключительно злой рок. Крутое кино получилось у Александра Хвана, и немудрено, что моментально получило статус культового. Что-то похожее снял, кстати, и Петр Буслов. Я имею в виду его "Бумер". Несмотря на совершенно разное качество постановки, сюжеты, характеры и различия, связанные с временными периодами (фильмы разделяет десятилетие), и тот фильм, и другой – по сути роуд-муви, безрадостное и безнадежное. Персонажи-вырожденцы пытаются убежать от действительности, но это только видимость бегства. Герою фильма Хвана спасение видится в Голливуде, куда у него есть реальный шанс поехать на стажировку, герою фильма Буслова – в глухом селе, где сохранилась посконная чистота и наивность. Но на самом деле, им это совершенно не нужно.
Потому что русская душа – она загадочная очень. Она хорошо умеет любить, она хорошо умеет умирать.
Судя по тому, что именно вынесено в название фильма, можно предположить, будто речь шла о синдроме Бендера – неистребимом желании уехать в сказочную страну: туда, где играет музыка, круглый год лето и все ходят в белых штанах. Как и Остапу Ибрагимовичу, которого по иронии судьбы через каких-то двадцать пять лет актер Меньшиков уныло сыграет в бездарнейшем сериале, персонажу по имени Андрей хочется взять с собой в сказку свою любовь, но любовь эта в указанный момент обретается в тюрьме, в глухой колонии, и так просто ее не возьмешь. Чтоб выкрасть отраду из глухого терема, Андрею требуется аж сто тысяч – если я ничего не путаю, на столько в те времена можно было купить семеро новых Жигулей. Сначала, как положено интеллигентному студенту, Андрей обращается за помощью к человеку приличному, но выясняется, что прилично этот вопрос не решить. Дальнейшее показывает, что в трудную минуту интеллигенция путает страсти с принципами, стремительно сгнивает с головы и хватается за топор: Андрей отправляется дружить к ворам, приобретает пистолетик, учится обирать богатых гуляк по ресторанным сортирам… Параллельно и незаметно гниет друг Андрея, с которым они вместе живут в съемной квартире. Будучи в курсе всех дел товарища, он показывает Андрею одного подпольного миллионера. С этой наводкой Андрей отправляется к своим новым лучшим друзьям и, сочинив простенькую схему, вся компания довольно легко проникает в квартиру, справляется с белобрысым хлыщом-хозяином и выносит к предусмотрительно подогнанной машине прекрасно упакованные телефоны-видеомагнитофоны и прочее нажитое непосильным трудом хозяина имущество. Андрей получает гонорар за наводку, но просит ключи от квартиры – "на память". После некоторых колебаний (ведь люди дела не любят необъяснимых сантиментов) вор отдает Андрею ключи, и Андрей осторожно возвращается в только что обнесенную квартиру, где извлекает хозяина из шкафа и принимается его изощренно, и даже извращенно пытать – двое суток. Корейко, как положено, колется, и заветный чемоданчик переходит в распоряжение нашего героя. Теперь можно и за зазнобой. Что было дальше – давно напечатано в Одесской синодальной типографии.
Я перессказываю фильм потому, что мне нечего о нем сказать. Это обычная иррациональная чернуха переходного периода, имеющая лишь одно достоинство. Многократно пережеванная до мела костей идея показана довольно сдержанно, а местами изящно и изобретательно, и за это (я еще не интересовалась, но мне кажется) фильм просто обязан был получить парочку хвалебных отзывов на каком-нибудь европейском кинофестивале. Вы не должны учитывать мое мнение, дорогие коллеги, потому что лично я стала смотреть "Дюбу-дюбу" только из-за актера Меньшикова, ведь именно он был Нашим Всем в сиротливое время между закатившимся Пушкиным и еще не взошедшим в блеске своём на небосклон Сережей Безруковым. Жаль, что Меньшиков стал заложником своей смазливости, ведь при его манере игры, имей он хоть малейшее уродство, ему удалось бы стать русским Де Ниро. Уж что-что, а делать морды кирпичом и многозначительно безмолвствовать в кадре он умел. Фильм не рекомендую, так как тема его мне противна, а качественное исполнение и правдоподобие лишь усугубляют мое отвращение. Вовва полагает, что это фильм о любви — мол, это она, злодейка, производит с людьми такие удивительные преображения, и ради нее — хоть на смерть, хоть на глупость, хоть на преступление. Уж чего-чего, а любви я здесь не обнаружила, поэтому падких до мелодрам зрителей прошу не ёрзать. По своему воздействию это кино похоже на сигарету — оно заставляет себя досмотреть, наводит тоску, вредит здоровью и надолго оставляет противный привкус.
Да, признаюсь – этот фильм в разделку заказал я. Да, да. Потому что это один из моих любимых фильмов. Причём, я заказал этот фильм в разделку, а теперь мне совершенно нечего на него написать. Я даже хотел, как Саша Руденко – заказать фильм, и не писать на него ничего, но потом решил, что это не по-пацански. Поэтому ниже будет рецензия. Для тех, кто не понял, где рецензия, объясняю – рецензия ниже.
Рецензия.
При написании рецензии на этот фильм принято говорить о двух вещах.
Первая – это провал русского кино в начале 90-ых (вполне, скажем откровенно, объяснимый, с учётом того, что тогда со страной творилось), который был проиллюстрирован провалом "Дюба-дюбы" практически везде, включая зрительский интерес и Каннский кинофестиваль. Объясняют это разными причинами, но сходятся обычно в итоге на том, что время было такое. Неудачное. А если б фильм вышел в другое время, то неееет, он бы конечно стал хитом, и все призы бы с полок посметал. Не говоря уже о кассовых сборах.
Вторая – это конфликт сценаристов и режиссёров. Отцы и дети, блять. Все сценаристы недовольны своими режиссёрами, а все режиссёры недовольны приносимыми сценариями. И "Дюба-дюба" — ярчайший пример столкновения двух миров: абстрактно-сценарного, и конкретно-режиссёрского. Тут одни говорят, что прекрасный сценарий Луцика и Саморядова безбожно испортил Хван, хотя и снял неплохую картину – ну, просто потому, что по такому прекрасному сценарию невозможно было снять дерьмо. Другие говорят, что сценарий – да, ничего так, но вот Хван просто из штанов выпрыгнул, и снял шедевр.
Ещё принято вспоминать, что Хван больше в своей жизни ничего примечательного не снял, а вот Луцик с Саморядовым – да, те ещё глыбищи, хотя и сгинули безвременно почём зря.
Но я не буду об этом писать, мне это неинтересно. Я вам напишу про кино.
Фильм "Дюба-дюба" — заслуга ли это сценаристов или режиссёра – невероятным для моего понимания образом соединяет в себе две темы, которые я считаю самыми сильными и потрясающими в кино. Это тема безответной любви мужчины к женщине, и тема тонкой – тонюсенькой – границы между реальностью и сном, даже кошмаром.
Мужская любовь – особенно сильная, зрелая, обречённая и безответная – это вообще очень сильно. Все мы легко можем представить себе безответно влюблённую женщину. Женщинам свойственно влюбляться. На худой конец, мы можем представить себе безответно влюблённого мальчика, или юношу там какого-нибудь. Куда сложнее представить себе здорового, крепкого мужика, который может всё: перепахать землю, достать звёзды с неба, всё, что угодно – но не может заставить себя полюбить, и, словно тень, движется за объектом своего обожания, без лишних эмоций, без надежды – просто потому, что по-другому не может. Я на эту тему и фильмов-то могу вспомнить всего парочку: дюбу вот, да ещё был какой-то польский фильм про фермера, от которого вечно жена убегала, я когда-то видел по телеку, и с тех пор найти не могу.
В "дюбе" герой готов на что угодно – не просто на глупости какие-то, а на невероятные, поражающие воображение ухищрения, чтобы освободить из тюрьмы любимую. Любимую, которая его не любит. Любимую, с которой он не может спать. Любимую, которую он не может видеть. Всё это так сделано, и так показано, что у меня перехватывает дыхание, и кружится голова из-за летающих вокруг призраков из моего далёкого прошлого.
Именно призраки – вторая главная тема картины. Ведь история, рассказанная нам в фильме, в сущности – о силе воображения. Не имея ничего, кроме воображения сценариста, главный герой достигает своей невероятной цели, хотя потом и не знает, что ему делать дальше. Центральный эпизод картины – ещё одна трактовка знаменитого мотива "одного персонального ада", на котором построен целый ряд прекрасных фильмов, от "Елены в ящике" до "Груза 200". Трактовка чрезвычайно интересная, потому что и тот, кто пытает, и тот, кого пытают, в равной степени переживают боль и ужас ситуации, и фантасмагория этого эпизода только оттеняет чистоту этой боли и этого ужаса. Собственно, весь фильм, неспешный, тягучий, снят в эдакой сновидческой манере.
Фильм очень своеобразен, и, хотя я бы сказал, что он очень страшный, и решительно нескучный ни в едином месте, я не уверен, что никто не заснёт на середине. Я думаю, реакция на картину индивидуальна, зависит от личных призраков человека, и я бы не взялся предсказать её заранее.
ЗЫ: Кстати, во время просмотров кенофильмов я часто думаю, как можно было бы сделать римейк той или иной картины на украинской почве. Странно, но представить себе "дюбу" в украинском, столь родственном российскому, антураже невозможно. Луцик и Саморядов написали удивительно русский сценарий: все события очень русские, и происходят очень по-русски. Просто апология России, блять. Хотя главные темы, конечно, универсальны. Смотрите и учитесь.